Внимание, рефлексы!

Содержание

Рефлексы новорожденного: норма и отклонения от нее

Внимание, рефлексы!

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения.

Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период.

На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается.

Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный.

Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна.

Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика».

Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно.

Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра.

Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени.

Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия.

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки.

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем.

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/refleksy-novorozhdennogo.html

Психофизиология познавательной сферы — Внимание

Внимание — сосредоточенность психической деятельности субъекта на определенном объекте.
Основная функция внимания заключается в том, что с его помощью обеспечивается отбор необходимой информации. При этом таламическая система является фильтрующим механизмом, обладающим способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие.

Базальные ганглии также отвечают за избирательность внимания. Лимбическая система участвует в изменении направления внимания. Ассоциативные зоны коры рассматриваются как центральный механизм, регулирующий отбор информации.

Правое полушарие головного мозга отвечает за готовность человека к восприятию новой информации, а левое полушарие обеспечивает восприятие значимого стимула из нескольких возможных альтернатив.

2.1. Характеристики внимания

• Селективность, или избирательность, внимания обеспечивает направленность человека на восприятие любого параметра стимула. • Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых человеком объектов и характеризует ресурсы его внимания. Он практически соответствует объему кратковременной памяти и составляет 7 ± 2 стимула.

• Распределение внимания характеризует способность человека выполнять одновременно два или более заданий. • Устойчивость внимания определяет возможность человека длительно выполнять задания, требующие непрерывного внимания.

• Переключение внимания обуславливает возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

2.2. Классификации внимания

В зависимости от функционального состояния организма выделяют следующие формы внимания: • избирательное внимание имеет место в состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования, которое на электроэнцефалограмме характеризуется преобла-данием бета-ритма с редким появлением альфа-ритма; • диффузное внимание соответствует состоянию расслабленного бодрствования с преобладанием альфа-ритма; • рассеянное внимание возникает в состоянии сильного возбуждения, при этом на электроэнцефалограмме регистрируется выраженный бета-ритм. В зависимости от психофизиологической активности организма выделяют следующие виды внимания: • непроизвольное, или пассивное, внимание характеризуется переключением на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов; • произвольное, или активное, внимание отражает направленность человека на достижение сознательно выбранной цели;

• постпроизвольное внимание появляется в процессе вы-полнения интересной работы, поэтому не требует усилий воли.

2.3. Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание протекает автоматически и не требует усилий воли. Его основу составляет ориентировочный рефлекс, т. е. сложная реакция организма на появление нового стимула. Ориентировочный, или исследователь-ский, рефлекс был открыт И. П.

Павловым, который описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. В 1970 году Ю.

Конорский данному комплексу соматических реакций дал название «рефлекс прицеливания», назначение которого заключается в обеспечении лучшего восприятия нового стимула (Конорский Ю., 1970).

2.3.1. Система компонентов ориентировочного рефлекса

• Моторные компоненты заключаются в повороте головы и глаз, настораживании ушей в направлении нового стимула, а также в увеличении мышечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к двигательным реакциям.

• Вегетативные компоненты включают расширение зрачков, снижение частоты сердечных сокращений, изменение дыхания, расширение сосудов головы и сужение сосудов конечностей. • Сенсорный компонент состоит в увеличении чувствительности анализаторов.

• Корковый компонент представлен реакцией активации на уровне неокортекса, проявляющейся в усилении активности бета-ритма.

2.3.2. Механизм возникновения ориентировочного рефлекса

Появление нового стимула сначала вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс, связанный с возбуждением ретикулярной формации ствола мозга. Он характеризуется активацией всех структур коры головного мозга в течение достаточно длительного времени. Однако данный рефлекс быстро угасает, обычно после 10—15 применений индифферентного стимула.

Вслед за генерализованным ориентировочным рефлексом появляется локальный ориентировочный рефлекс, который связан с активацией неспецифического таламуса. Он характеризуется активацией определенных зон сенсорной коры, соответствующих характеру действующего раздражителя. Например, свет продолжает вызывать блокаду альфа-ритма, но только в зрительной коре.

Данный рефлекс более устойчив к угасанию и требует 30 и более применений стимула.

2.3.3. Особенности ориентировочного рефлекса

• Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех людей, что отражает их индивидуальные особенности. • Ориентировочный рефлекс характеризуется способностью к угасанию, которое развивается с повторением стимула.

Однако любое изменение в повторяющемся стимуле (интенсивности, пространственных и временных характеристик) восстанавливает ориентировочный рефлекс. • Специфическим стимулом, на который всегда возникает ориентировочный рефлекс, является его абсолютная или относительная новизна.

• Ориентировочный рефлекс обладает свойством как безусловного рефлекса, возникающего на новизну, так и свойством условного рефлекса, проявляющегося в способности к угасанию.

2.3.4. Теории непроизвольного внимания

• Теория нервной модели стимула была предложена Е. Н. Соколовым в 1963 году. Нервная модель формируется в головном мозге только за счет повторения стимула и без специального подкрепления. Нервная модель стимула многомерна.

Ключевой структурой нервной модели является наличие компаратора — устройства, выполняющего операцию сопоставления сформированной модели с сигналами сенсорной системы от предъявляемого раздражителя. При их несовпадении возникает сигнал рассогласования, активирующий исполнительное устройство ориентировочного рефлекса.

Нервная модель стимула по мере формирования усиливает свои тормозные влияния на систему неспецифической активации в момент действия стимула, модель которого уже сформирована. При этом второй путь вызова ориентировочного рефлекса не работает, так как импульсы рассогласования отсутствуют.

Появление ориентировочного рефлекса оказывает активирующее влияние на воспринимающее устройство. Предполагается, что при выработке условного рефлекса модель индифферентного стимула (будущего условного) связывается с исполнительным устройством условного рефлекса.

Сигнал от сенсорной системы параллельно поступает к структурам, где формируется модель, на компаратор и к неспецифической системе, где может развиваться привыкание — ослабление реакции активации.

Нервная модель стимула представлена параллельными матрицами потенцированных синапсов от корковых нейронов, избирательно отвечающих на физические свойства, конфигурацию сенсорного стимула, на нейроны новизны (В-нейроны) и тождества (Т нейроны) гиппокампа.

Реципрокные реакции нейронов новизны и тождества гиппокампа противоположно влияют на активирующую и инактивирующую системы мозга. Совместное действие обеих групп нейронов увеличивает отношение стимула к шуму, повышая тем самым надежность системы, детектирующей новизну.

Реакция активации на новый раздражитель определяется возбуждением активирующей и торможением инактивирующей систем мозга. Привычный стимул перестает возбуждать активирующую систему и тормозить инактивирующую.

Возникновение ориентировочного рефлекса на изменение привычной стимуляции объясняется тем, что он активирует новые, еще не потенцированные (не подвергшиеся пластическим перестройкам) синапсы нейронов новизны и тождества в гиппокампе (Соколов Е. Н., 1969).
• Теория фильтра, или селекции, была предложена Д. Е. Бродбентом в 1958 году.

Он предположил, что нервная система, имея большое количество сенсорных входов, в процессе коммуникации может пользоваться одним каналом. На входах канала устанавливаются фильтры, отбирающие наиболее значимые в данный момент сигналы.

Невостребованная информация хранится в кратковременной памяти некоторое время перед фильтром и может попасть в коммуникационный канал только в том случае, если произойдет сдвиг внимания. При одновременном возбуждении нескольких нервов поступающей информацией мозг может принять все сообщения, которые затем обрабатываются параллельными сенсорными каналами. В каждом канале имеется свой нервный код, по которому отбираются сигналы для обработки. Причем отбор материала производится не по его содержанию, а по физическим характеристикам. В настоящее время параллельно существу-ют теории ранней и поздней селекции. Обе теории связывают начальный этап обработки сенсорной информации с параллельно и автоматически протекающими процессами. Их различает лишь представление об обработке семантической информации. По теории ранней селекции семантическая информация требует произвольного внимания, в то время как теория поздней селекции допускает, что часть значимой семантической информации может обрабатываться автоматически (Бродбент Д., 1974).

2.4. Произвольное внимание

Произвольное внимание обеспечивает осознаваемую и контролируемую обработку информации, поэтому требует усилий воли. Оно характеризуется ограниченной пропускной способностью, следовательно, определяет не параллельную, а последовательную обработку информации с выбором наиболее значимой для организма в данный момент. В 1973 году Д.

Канеман впервые связал умственное усилие с активацией организма и разработал теорию активации. Изменение общей активации сопровождается соответствующими изменениями энергетических ресурсов, доступных вниманию.

Общая активация организма зависит от многих факторов: эмоций (тревоги, страха, гнева и др.

), мышечного напряжения, сенсорных воздействий, мотивации и др. Ориентировочный рефлекс выполняет функцию запуска произвольного внимания (усилия). Обращение произвольного внимания на новый стимул возникает ступенчато, после того как стимул уже вызвал ориентировочный рефлекс.

Согласно теории активации, ограничения в возможности перерабатывать информацию объясняются не наличием фильтра, не допускающего ее к анализу, а общим ограничением способно-сти человека анализировать информацию в единицу времени. Число анализируемых признаков будет адекватно задаче при оптимуме активации.

При низком или высоком уровне акти-вации диапазон анализируемых признаков ограничен и эффективность деятельности по их обработке низка (Канеман Д., 2006).

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/186-psixofiziologiya/2107?start=1

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека представляет собой сложную совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека и обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальный субстрат высшей нервной деятельности — головной мозг.

Получая информацию через сенсорные системы, мозг обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и поддерживает постоянство внутренней среды в организме.

Высшие функции мозга — это восприятие окружающей среды, целенаправленные движения, эмоции, память и обучение, бодрствование и сон, мышление и речь, безусловные и условные рефлексы.

Безусловные и условные рефлексы

Мозг действует по рефлекторному принципу, непрерывно реагируя на внешние и внутренние раздражители. Под рефлексом обычно понимают наиболее адекватную, стереотипную реакцию на сенсорные раздражители.

Ответная реакция организма на раздражитель практически всегда выражается движением. Любое ощущение осознанно или неосознанно сопровождается ответной двигательной реакцией.

Движения бывают непроизвольными, входящими главным образом в систему обеспечения безусловных рефлексов, и произвольными, обеспечивающими вместе с непроизвольными условные рефлексы.

Основы современного учения о высшей нервной деятельности были заложены И. П. Павловым, разработавшим учение об условных рефлексах. Все рефлексы, свойственные организму, И. П. Павлов разделил на два класса: безусловные и условные (1903 г.).

К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи, отдергивание руки при болевом раздражении и т. д.

Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.

) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителя, чтобы образовался условный рефлекс.

Например, если несколько раз включать звонок перед тем, как давать собаке пищу, то начиная с какого-то момента собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении звонка, еще до того, как ей будет предъявлена пища.

Здесь звук становится условным стимулом, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловно-рефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (звонком) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь.

Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем примере — слуховой) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию рефлекса, формируется на основе совпадения условного стимула и безусловного подкрепления пищей.

Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пище).

Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление.

В-третьих, сила и условного, и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые или очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Классический условный рефлекс, выработанный на сочетании условного раздражителя и безусловного подкрепления, называется условным рефлексом первого порядка. Условный рефлекс, образованный на основе другого условного рефлекса, называется условным рефлексом второго порядка и т. д.

По мнению И. П. Павлова, под действием условного раздражителя, например звука, в соответствующей зоне коры больших полушарий образуется очаг возбуждения. Под действием безусловного раздражителя (пищевого, болевого и пр.) в коре возникает второй очаг возбуждения.

Между этими очагами возникает временная связь (замыкание, по И. П. Павлову). Иногда такая связь долго сохраняется уже после одного сочетания условного и безусловного раздражителей, но обычно для образования стойкого условного рефлекса необходимо несколько таких сочетаний.

Теперь достаточно предъявления одного условного раздражителя для того, чтобы вызвать рефлекс.

Если безусловные рефлексы практически не тормозятся, то выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменениях условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов.

Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т. д.

Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится.

Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Память

Память — это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях во внешнем мире и реакциях организма на эти события, а также многократно извлекать эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса.

Под обучением прежде всего подразумевают механизм приобретения, фиксации информации, а под памятью — механизмы хранения и извлечения этой информации. Человек запоминает не только те раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают.

Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт.

Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов. Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов.

В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям.

Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры.

Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти.

Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.

): «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой.

В формировании энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация подавляется ингибиторами синтеза ДНК, белков.

Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов (ацетилхолиновых, глутаматных и др.), усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков.

По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма, Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга.

Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями.

Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.

Эмоции

Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями.

Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта.

У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия).

Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Бодрствование и сон

Основные контакты с внешним миром человек осуществляет в бодрствующем состоянии. Это состояние характеризуется достаточно высоким уровнем электрической активности мозга.

В обеспечении состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие возбуждающие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них — ко всем зонам коры больших полушарий.

Ликвидация этих влияний приводит к снижению внимания, ухудшению обучения, патологическому сну, потере сознания и т. п.

Сон — специфическое состояние мозга и всего организма в целом, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и т. д.

Ослабление реактивности организма зависит от падения чувствительности периферических отделов анализаторов и снижения возбудимости структур переднего мозга из-за ослабления ретикулярных возбуждающих влияний на кору.

Одним из главных химических индукторов сна является серотонин, вырабатываемый нейронами центральной части среднего мозга. Если разрушить эту область и уменьшить содержание серотонина в мозге, то человек лишается возможности сна.

При регистрации электрических сигналов мозга на электроэнцефалограмме можно заметить, что период сна не однороден, а разбивается на несколько циклов, повторяющихся приблизительно каждые 90 мин.

Во время полного цикла фаза медленно-волнового (ортодоксального) сна — период медленных низковольтных волн на ЭЭГ — сменяется фазой парадоксального, или быстроволнового, сна. Во время этой фазы наблюдаются быстрые движения глаз, сокращения мимической мускулатуры, движения пальцев.

В эту фазу человек видит сны. В течение ночи обычно наблюдается 4-6 полных циклов.

Таким образом, сон представляет собой не просто угнетение деятельности мозга, а такое состояние, когда на фоне снижения сенсорного потока к мозгу в его структурах происходит усиление некоторых обменных процессов, обработка ранее полученной информации и т. п.

Сознание и мышление

Сознание — это высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой.

Мышление — способность человека представить и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.

Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также адекватную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система.

Она воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основой для формирования адекватной ответной реакции на происходящее. Кроме того, у человека в связи с появлением речи хорошо развита вторая сигнальная система.

Она обусловлена особенностью высшей нервной деятельности человека воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно тем смысловым значением, которое несет это слово.

При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Необходимо отметить, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, врановых, попугаев и др. Собака, например, способна усвоить значение большого количества слов, но специфика скелета черепа не дает ей возможности членораздельно произносить слова и фразы.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/vysshaya-nervnaya-deyatelnost.html

Рефлекс, рефлекторная дуга, условный и безусловный рефлекс

Рефлекс, рефлекторная дуга, условный и безусловный рефлекс

Рефлекс (рефлекторная реакция) представляет собой непроизвольное и почти мгновенное действие в ответ на определенный стимул.

Рефлекс возможен благодаря нейронным путям, которые называются рефлекторными дугами, воздействующие на импульс до того как импульс достигнет мозга.

Рефлекс является следующим ответом на стимул, который не получает или не нуждается в сознательном мышлении.

Миотатические рефлексы (глубокие сухожильные) говорят о целостности центральной нервной системы человека и его периферической системы. Если рефлексы замедлены, это говорит о проблемах в периферической нервной системе, если рефлексы повышены о проблемах в центральной нервной системе.

Многие из рефлексов довольно сложны и требуют большого количества синапсов в различных ядрах центральной нервной системы. Другие же рефлексы наоборот — содержат только пару синапсов. Исходя из определения рефлекса, такие процессы как пищеварение, дыхание, сердечный ритм также можно рассматривать как рефлекторные.

Типы рефлексов

Рефлексы делятся на определенные группы, в зависимости от их признаков.

Так можно разделить рефлексы по их образованию на условные и безусловные.

К безусловным рефлексам относят те, что переданы наследственно, т.е. врожденные рефлексы. Дуги таких рефлексов формируются перед рождением, сохранятся на всю жизнь. Но под воздействием например заболевания они могут изменяться. Они выполняют защитные функции, функции поддержания гомеостаза.

Их основные типы — это защитные, половые, ориентировочные и пищевые рефлексы. В качестве примера такого типа рефлексов можно привести одергивание руки при прикосновении к горячему предмету. К условным рефлексам относятся те, что возникли при развитии и накоплении новых познаний.

Формирование таких рефлексов происходит на основе безусловных, с задействованием высших мозговых отделов.

Если смотреть по эффекторам, то рефлексы делятся на соматические и вегетативные внутренних органов. Первые включают двигательные рефлексы, вторые — выделительные, пищеварительные.

По типам рецепторов рефлексы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные рефлексы включают кожные, слуховые, зрительные и обонятельные. Интероцептивные рефлексы включают рефлексы, передающиеся с помощью рецепторов внутренних органов.

Проприоцептивные рефлексы связаны с рецепторами мышц, суставов и сухожилий.

По построению нейронной сети рефлекторных дуг рефлексы делятся на моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов и полисинаптические, имеющие дуги, содержащие один или несколько промежуточных нейронов, имеющие несколько синаптических переключений.

По степени значимости в биологическом плане рефлексы бывают защитные, половые, пищеварительные, ориентировочные или оборонительные.

Если оценивать рефлексы по тому, как они влияют на функцию эффектора, их можно разделить на возбудительные и усиливающие, тормозные — ослабляющие и подавляющие.

Расположение в теле центральной части рефлекторных дуг также делит рефлексы на спинальные и рефлексы головного мозга. Спинальные рефлексы обусловлены деятельностью нейронов спинного мозга. В рефлексах же головного мозга играют роль нейроны, расположенные в головном мозге.

Оценка рефлекса

Для оценки состояния нервной системы человека в медицине используются определенные рефлекторные тесты. Активность рефлекса оценивается по уровням от 0 до 4. При этом уровень равный 2+ является нормальным состоянием. Некоторые же люди являются гипорефлексивными и имеют оценку уровней в 1+, но имеются также и гиперрефлексивные люди, имеющие оценку в 3+.

Источник: https://anatomus.ru/physiology/reflex.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.