Мама и ребенок: влияние психологического состояния женщины на малыша

Содержание

Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка — 5 вариантов

Мама и ребенок: влияние психологического состояния женщины на малыша

/ Воспитание / Как психологический тип мамы влияет на будущий характер ребенка — 5 вариантов

Ребенок появляется на этот свет абсолютно беззащитным и беспомощным. Довольно длительное время мама для него является не только «руками» и «глазами», но и зеркалом, отображающим незнакомый ему мир. В первые месяцы своей жизни малыш не отделяет себя от матери, он очень чутко реагирует на ее психологический настрой.

Мама раздражена, неуверенна, агрессивна. Ребенок – тревожен, плаксив, неуравновешен. Мама – спокойна, весела, позитивна и малыш чувствует себя прекрасно. Именно мама является главным автором жизненного сценария собственного ребенка.

Она передает ему свой опыт, свое отношение к миру, учит правильному взаимодействию с окружающими людьми, формирует уклад его дальнейшей жизни.

  • Теме влияния психологического симбиоза ребенка и матери посвящены научные труды австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
  • Об эмоциональном материнском наследии много писал английский психиатр Джон Боулби. Он утверждал, что благополучие ребенка напрямую зависит от его здоровой привязанности к матери, от их психологической совместимости.
  • Американский семейный психотерапевт Стефан Поултер в своих работах отмечал, что «фактор матери» может являться не только позитивной силой, но и разрушающей.

Основываясь на результатах целого ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, можно сделать вывод, что поведение матери (ее жизненный сценарий) оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка.

В этой статье мы поговорим о 5 деструктивных стилях материнства и попытаемся понять, как эмоциональное наследие матери влияет на дальнейшую жизнь ребенка. Данная поведенческая классификация была разработана на основе практического опыта американских ученых Г.

Клауди и Д.Таунсенда.

Мать-призрак — отсутствие контакта с ребенком

Характеристика матери-призрака — основные признаки типа

Психологический тип матерей, не способных к установлению эмоциональной связи со своими детьми. К этой категории относятся как физически отсутствующие, так и «эмоционально закрытые» матери. Эти женщины не проявляют жестокости по отношению к своим детям, но и не обращают внимания на их потребности.

Они полностью исключают любую возможность близкого контакта.

  • Матери-призраки очень часто оставляют ребенка в одиночестве, тем самым, отдаляясь от него.
  • Нередко такие женщины испытывают трудности в личной жизни. Они поглощены решением своих проблем.
  • «Разговоры по душам» с ними исключены.
  • Ребенок, не имеет возможности поделиться с мамой своими мыслями, проблемами и переживаниями.
  • Мать-призрак контролирует не только свои эмоции, но и эмоции ребенка.
  • Детям не хватает душевной теплоты, они постоянно ощущают чувство одиночества, что накладывает негативный отпечаток на всю их дальнейшую жизнь. Они не могут найти контакта с окружающими их людьми, им сложно проявлять свои чувства.

Мать – «фарфоровая кукла»: как истерики и неуравновешенность влияют на ребенка?

Признаки матери-фарфоровой куклы — характеристика типа

Этот тип женщин не умеет справляться даже с незначительной проблемой. При малейшей неприятности они легко «бьются», не сдерживают эмоций – рыдают, кричат, впадают в истерику. Контролировать свои эмоции им не под силу. Такие матери любят своих детей, но любое сильное проявление чувств со стороны ребенка выводит их из себя.

Например, ребенок испугался – у «фарфоровой» мамочки сразу же проступают собственные страхи. Ребенок заплакал – «неконтролируемое Я» мамочки выступает на первый план, и она впадает в истерику. Любые сильные детские эмоции способны «разбить» фарфоровое «Я» куколки. Матери-куколки не готовы к материнству, они не приспособлены к жизни во взрослом мире.

Негативные эмоциональные проявления ребенка (гнев, страх, агрессия) вызывают у таких женщин растерянность и панику. Поэтому они всеми возможными способами пытаются сдерживать и контролировать детские эмоции. Они могут наказывать своих детей за излишнюю эмоциональность.

  • Последствия такого воспитания приводят к тому, что выросшие дети, нуждаясь в духовной близости, отвергают ее. Они осуждают проявления любых эмоций.
  • Человек, воспитанный «фарфоровой» куколкой часто уходит в себя, критикует и избегает эмоциональных (с его точки зрения) людей, боится попасть в любую зависимость и не доверяет чувствам.
  • Такие люди, чаще всего, пытаются укрыться в сфере чистого интеллекта. Они не рискуют «открываться» перед кем-либо, они не умеют принимать любовь.
  • У фарфоровых мам вырастают эмоционально неуравновешенные дети.

Какие дети вырастут у властной матери?

Как ведет себя властная мать — характеристика типа

Властная мать не поощряет никаких самостоятельных действий. Все решения за ребенка принимает она сама.

  • Подавляя собственным авторитетом любые стремления ребенка к независимости, властные матери воспитывают безответственных детей. Детей, которые вынуждены беспрекословно подчиняться любым требованиям матери.
  • Как показывает практика, властные мамы хотят, чтобы их ребенок был «лучше всех». Для достижения этой цели они записывают ребенка во всевозможные кружки, секции, нанимают репетиторов, водят свое чадо в музыкальную школу, изостудию и т.д. При этом желания и склонности ребенка не учитываются.
  • Дети, стараясь угодить маме, старательно выполняют все ее требования.
  • Вырастая, такие дети не умеют говорить «нет», они постоянно загоняют себя в жесткие «рамки».
  • Дети либо остаются на всю жизнь «безынициативными детьми», либо начинают бастовать. Формы забастовки могут носить самый разный характер. Например, ребенок становится безразличным ко всему, или наоборот слишком агрессивным.
  • У таких детей нередко наблюдаются садистские наклонности, они могут причинять себе боль и получать от этого удовольствие.
  • Властные мамы редко счастливы в браке, то же самое ждет и их детей.
  • Доминирующее поведение матери загоняет ребенка в тупик, ограничивает его свободу.
  • Вырастая, такие дети отличаются неорганизованностью и безответственностью. У них не складывается карьера, они чаще всего несчастливы в браке.

Описание основных признаков типа

Этот тип матерей воспитывает в своих детях стремление к несуществующему совершенству. Их ребенок должен быть идеальным во всем, ему несвойственны негативные эмоции. Результат любой его деятельности должен быть идеальным. Права на ошибку у него нет.

  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Мать-наседка: к чему приводит сверхзабота?

Как ведет себя мать-наседка

Излишне заботливая мать может нанести довольно серьезный урон психике своего ребенка. Полное самоотречение, желание принести себя в жертву любимому чаду, укрыть его от солнца, дождя, ветра, заменить собой его друзей и любимых – вот основные установки матери-наседки. Она бесконечно обследует своего ребенка, меняя врачей и клиники. Она постоянно тревожится и нервничает по надуманным поводам.

Если бы у такой мамы была возможность удерживать своего ребенка всю жизнь возле себя, она бы ей непременно воспользовалась. Мама-наседка всегда и во всем сомневается, постоянно раскаивается в своих поступках, очень часто меняет свои решения. В результате такого поведения она рискует не только потерять уважение своего чада, но и «издергать» его.

  • Выросшие рядом с такими матерями дети, не способны самостоятельно принимать решения, они инфантильны и психологически зависимы.
  • Благодаря «сверхзаботливой» маме, они теряют свою индивидуальность, их «Я» рассыпается.
  • Даже в зрелом возрасте такие дети остро нуждается в постоянной опеке и в самом скрупулезном уходе.
  • Мамы-наседки готовы прожить жизнь за своих детей. Но готовы ли к этому их выросшие дети?

Как избавиться от стереотипов заложенных в детстве — советы психологов

Что же делать тем кто, будучи в зрелом возрасте, обнаружил в себе негативное влияние матери и не хочет передавать этот «груз» своему ребенку?

Сразу хотим вас поздравить, ведь если вы задумались над этим вопросом, значит, первый шаг в нужном направлении уже сделан. Вам свойственна самокритичность, вы умеете анализировать – и это здорово. Думающий человек глубже воспринимает информацию. Что же советуют психологи?

Бесспорно, многие психологические проблемы и комплексы идут из детства. Как жить с ними и не повторять родительских ошибок?

Психологи утверждают, что виновниками 80% психологических травм в детстве являются родители. Как провести работу над ошибками и избавиться от негативных программ?

Чтобы избавиться от стереотипов, заложенных в детстве необходимо:

  • Мысленно вспомнить историю ваших отношений с матерью и, проанализировав их, выделить основные причины проблем. Затем, попытаться понять, насколько вы следуете установкам вашей мамы. Какую роль жизненный сценарий матери играет в ваших взаимоотношениях с ребенком?
  • На втором этапе работы над ошибками займитесь «стиранием» программы, оказывающей негативное влияние на вас.

Упражнения, которые реально помогают избавиться от стереотипов

Упражнение №1

Смысл данного упражнения заключается в «перепроживании» поступков матери. Закрыв глаза, необходимо представить свою мать в тех ситуациях, когда она (по вашему мнению) вела себя неправильно.

Затем нужно проанализировать, как в похожих ситуациях вели себя вы? Если ваше поведение было аналогичным, простите себя и постарайтесь «стереть» чужую программу. Поймите, навязанный стиль поведения не принесет счастье ни вам, ни вашему ребенку.

Перепроживая те или иные ситуации, ведите себя так, как требует ваша душа.

Упражнение №2

Попытайтесь абстрагироваться от «материнской» программы. Убедите себя в том, что данная программа больше не работает. Этот метод менее травматичный в психологическом плане. Постарайтесь запустить свою собственную программу, которая будет работать во благо вашего ребенка.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

Если самостоятельно не удается избавиться от негативного влияния родительской программы и смоделировать новую модель поведения с ребенком, нужно обратиться за помощью к опытному психологу. В данном случае главное не прятать голову в песок и не убегать от проблемы. Ведь вы любите своего ребенка и хотите, чтобы он был счастлив. Мы уверены – у вас обязательно все получится!

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/vospitanie/kak-psixologicheskij-tip-mamy-vliyaet-na-budushhij-xarakter-rebenka-5-variantov.html

Состояние женщины при беременности

Беременность кардинальным образом меняет привычное состояние женщины: у нее появляются новые вкусовые пристрастия, донимает токсикоз, растет живот в конце концов! Исчерпывающую информацию об этих метаморфозах сегодня можно найти в любом специализированном интернет-журнале. А между тем, психологическое состояние женщины во время беременности  имеет не меньшее значение, чем физиологические аспекты. Наша статья расскажет о нервно-психической подготовке к предстоящему материнству.

Свершилось чудо: тест на беременность «выдал» две полоски! С этого момента жизнь меняется, чтобы стать еще лучше и прекраснее. Только вот сразу осмыслить очевидное будущая мама пока не в силах – для этого ей понадобится много времени, а именно 9 месяцев.

Внутренний мир женщины в положении настолько сложен и глубок, что ее настроение может меняться не один десяток раз в день: минуту назад она весело смеялась, а сейчас – глаза на мокром месте, и в этом нет ничего странного.

Чувствительность, восприимчивость, впечатлительность – все виды реакции на окружающий мир во время беременности обострены до предела. Все будущие мамы от момента зачатия и вплоть до родов живут по особым правилам психологии.

Физиология делит период беременности на три основополагающих этапа, или триместра. То же самое можно сделать с духовной точки зрения.

Первый триместр

Первые недели беременности – самый эмоционально неустойчивый период для будущей мамы. Женская психика проделывает колоссальную работу, чтобы адаптировать беременную к ее новому положению. Состояние женщины при беременности зыбко и уязвимо, поэтому ее часто бросает в крайности: радость сменяет сожаление и наоборот.

Более того, будущую маму беспокоит неясное волнение. Это еще не страх перед родами и не боязнь за здоровье малыша, нет. Это, скорее, тревога от необходимости отпустить старую жизнь, чтобы открыть двери для перемен.

Состояние здоровья при беременности первого триместра также подливает масла в огонь: тошнота, плохой сон ночью и сонливость днем, сильный голод или полное отсутствие аппетита заставляют новоиспеченную будущую маму чувствовать себя разбитой и уставшей.

Как тут не загрустить? В это время женщине кажется, будто она несостоятельна, зависима от сторонних обстоятельств и других людей. Но она вряд ли найдет в себе силы противиться этому чувству: наоборот, хочется стать объектом повышенного внимания и опеки.

Психологический настрой во время беременности настолько изменчив, что будущей маме действительно трудно собрать себя в единое целое: ей часто хочется плакать, она почти уверена, что никому нет до нее дела, ее все чаще и чаще посещает сентиментальность, а чего хочется больше всего, она и сама не знает.

Причина такого эмоционального «калейдоскопа» кроется в основательной перестройке гормональной системы организма.

Именно гормоны виноваты в том, что образ мышления беременной женщины в первое время ее нового положения приобретает некоторые черты детской психики.

Психологи полагают, что природа устроила так не случайно: такая своеобразная коррекция сознания поможет женщине в будущем найти общий язык со своим ребенком. Этот период необходим для успешного становления материнства.

На исходе первого триместра беременности состояние будущей матери все еще не стабильно: беззаботная жизнь не уступит место неизбежному взрослению за один день. Такая двойственность ситуации не всегда очевидна для самой беременной, поэтому она может обижаться на близких людей без причины, а также срываться на них в моменты внезапных вспышек гнева.

На этом этапе в жизни беременной появляется благодатная почва для развития депрессии: даже самые безобидные разногласия с мужем могут эмоционально надломить будущую маму. В то же время она как никогда нуждается в поддержке семьи.

Второй триместр

Женщина, находящаяся в состоянии беременности второго триместра отдыхает душой и телом. Энергетические потоки в ее организме текут своим чередом, а прекрасное самочувствие помогает настроиться на лучшее. Будущая мама снова хорошо спит, имеет здоровый аппетит и дарит окружающим свою лучезарную улыбку.

На этом этапе наконец происходит то, чего она ждала с огромным волнением – малыш подает первые признаки жизни и толкается! Беременная больше не в силах скрывать свою радость, теперь она точно знает, как сильно хочет стать матерью. К ней возвращается уверенность в себе и рациональное мышление.

На завершительном этапе «интересного» положения наступает отрезвление. В первом триместре находиться в состоянии беременности было для женщины в новинку, поэтому она не могла воспринимать ребенка как реальность. Теперь, когда роды уже не за горами, малыш становится центром ее вселенной. Все желания и мысли будущей мамы связаны с ним.

Плавно приближаясь к самому главному событию в своей жизни, женщина отодвигает все, что не касается ее положения, на второй план.

Хобби, работа, даже любимый мужчина – все меркнет перед всепоглощающим желанием подготовить свое «гнездышко» к приходу сына или дочурки.

Если отвечать на вопрос, какое состояние беременности в третьем триместре, то лучше остальных его характеризует слово «погружение». Погружение в себя и в своего будущего ребенка – отличительная черта позднего срока беременности.

Женщина опять подвержена мучительным перепадам настроения: в основном ее чаще всего охватывает беспричинная раздражительность и беспокойство. На самом деле, подсознание беременной уже живет тревогой перед предстоящими родами и потенциальной болью.

Состояние организма при беременности на позднем сроке тяготит будущую маму, и последние недели ожидания ребенка она переносит с большим трудом: тяжело лежать, тяжело ходить, тяжело… К тому же, чувства женщины находятся в большом смятении:  она хочет как можно скорее увидеть свою кроху, но в то же время очень переживает, как пройдут роды.

Последний триместр беременности считают самым уникальным периодом в жизни женщины – такой он необычный и удивительный по комплексу ощущений.

Чего боится будущая мама

Известие о беременности всегда становится причиной сильнейшего стресса для женщины. При этом не имеет значения, планировала она ребенка или нет.

Если беременность рассматривалась как радужная перспектива, будущая мама испытывает стресс в позитивном ключе – ей хочется поделиться сокровенным с близкими и родными.

Если же известие о скором материнстве застало женщину врасплох, стресс сменяется тяжелым эмоциональным шоком.

В первом триместре беременную мучит страх неизвестности и перемен. Женщине понадобится немало сил, чтобы привыкнуть к своему новому положению, которое, несомненно, отразится и на ее учебе, и на работе, и на жизни в целом.

Самый правильный шаг в начале беременности – принять себя и  малыша, который стал причиной такого эмоционального разброда.

Как только женщина сможет это сделать, она почувствует невероятное облегчение и желание учиться сосуществовать с ребенком, которого носит под сердцем.

Мамочки, которые очень хотели забеременеть, с первых дней этого замечательного состояния нередко начинают волноваться по поводу здоровья своего будущего малыша.

 Сильным или слабеньким родится долгожданный ребенок, не будет ли у него каких-либо непредвиденных отклонений, не скажется ли на его развитии принятая по незнанию таблетка сильного обезболивающего, как уберечься от вредного излучения монитора компьютера….

Какие страшные картины только не нарисует будущая мама, перебирая в памяти различные ситуации, когда она, по ее мнению, оступилась.

Во втором триместре беременности все будущие мамы, как правило, становятся жертвами общественных суеверий, касающихся беременности.

 Например, кто из женщин не слышал, что в положении нельзя резать, шить и ставить латки, иначе у ребенка будет много родинок? И каждая женщина, скорее всего, вспомнит, как ее, беременную, предостерегали поднимать руки, чтобы ребенок не запутался в пуповине.

Ничего хорошего и полезного, кроме повышенной тревожности, такие поверья не приносят. Самый верный способ избавиться от них – воспринимать эти коллективные «сказки» не иначе, как данность беременности, как одно из ее естественных явлений.

Если же безоговорочное доверие приметам не дает беременной покоя, ей лучше обратиться к профессиональному психологу, регулярные беседы с которым расставят все по своим местам и приведут будущую маму к душевному равновесию.

В последнем триместре беременности женщина, осознанно или нет, начинает с опаской думать о предстоящем ей испытании в виде родов.

Самое интересное, что эти опасения не беспочвенны: роды – мощное физическое и психологическое переживание, поэтому все женские страхи абсолютно естественны.

Например, беременная может бояться не столько болезненных ощущений, сколько развития тех или иных осложнений в процессе родов. Нередки случаи, когда будущая мама боится показаться… непривлекательной в глазах любимого человека и медперсонала в момент родов.

Однако чаще всего женщина боится за свою жизнь и за жизнь своего чада.

Психологи трактуют эти страхи по-своему: беременная заранее переживает за своего малыша, который при появлении на свет неизбежно проходит стадию психологической смерти.

Он умирает для внутриутробного мира, чтобы родиться в другом, внешнем мире. Рождение – сильнейшее переживание за всю человеческую жизнь, и по силе оно сравнимо разве что со смертью.

При этом нельзя сбрасывать со счетов подсознательное заблуждение о том, что женщина должна рожать в муках. Даже все вместе взятые новейшие исследования и методики в области акушерства и гинекологии не смогут заглушить человеческую родовую память, с которой мы приходим в этом мир. Остается надеяться только на разум и адекватность самой  беременной женщины.

Чтобы ослабить моральный дискомфорт, который осложняет последние недели перед родами, к процессу рождения своего крохи нужно грамотно подготовиться: записаться на специальные курсы и до мелочей продумать сценарий своих родов – выбрать роддом, познакомиться с врачом, который будет помогать в родоразрешении.

Влияние состояния будущей мамы на внутриутробное развитие плода и роды

Все ученые солидарны в том, что повышенный градус материнской тревоги и регулярные переживания сказываются на здоровье ребенка самым негативным образом. Также эмоциональный стресс способен стать причиной развития осложнений во время родов.

Со второй трети беременности начинает активно формироваться и совершенствоваться кровеносная система растущего организма. Через плаценту и пуповинный канатик плод получает львиную долю гормонов всякий раз, как его мама поддается тревоге или депрессии.

Негативное восприятие своего состояния будущей матерью приводит к развитию реальных функциональных расстройств в организме у ребенка.

Длительное раздражение или беспокойство женщины заставляет ребенка расстраиваться не меньше, о чем он немедленно сообщает маме серией возмущенных толчков в живот.

У эмоционально неустойчивой беременной женщины велика вероятность невынашивания беременности и преждевременных родов, а также серьезных нарушений протекания родов, даже если они и начались в положенное время. Чаще всего на этой почве встречаются слабая родовая активность, внутриутробное кислородное голодание ребенка, патологии кровоснабжения плаценты.

Положительное отношение женщины к беременности творит чудеса – доказано медициной.

Когда беременная с радостью ощущает себя сосудом, наполненным драгоценным содержимым, отступают все хронические болезни, проще переносится физиологическое недомогание, а в сознании не остается места для страхов и сомнений.

Материнская вера в себя, ее безоговорочное восхищение чудом рождения новой жизни заряжает позитивной энергией и малыша, дарит ему ощущение защищенности и уверенности в том, что где-то там, в другой вселенной, его любят и ждут.

Источник: http://beremennuyu.ru/sostoyanie-zhenshhiny-pri-beremennosti

Влияние на развитие и характер ребенка разлуки с матерью в раннем возрасте

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

 Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают.

Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела.

Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям.

Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства.

Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии. 

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх.

В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает  в себя три стадии.

Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается.

В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так.

Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности.

Так может возникнуть «личность, лишенная любви» — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» — человек, жертвующий своими интересами,  разрушающий себя ради интересов других.

За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких  отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте.

Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие.

Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.

Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения.

Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами.

Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности.

В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им.

Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры.

Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено.

Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка.

У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может.

Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом,  лучше понять себя в настоящем

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено  детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Источник: http://spb-nv.com/info/articles/vliyanie-na-razvitie-i-kharakter-rebenka-razluki-s-materyu-v-rannem-vozraste/

Мама и ребенок — одно целое. Важность положительных эмоций для гармоничного развития детей

?

kirssdiana (kirssdiana) wrote,
2017-12-10 13:17:00 kirssdiana
kirssdiana
2017-12-10 13:17:00 Мама — первая вселенная, обеспечивающая малыша всем необходимым для жизни.

Соски, подгузники и слезы

Я работаю с малышами в русской школе за рубежом. Детей приводят в школу, начиная с двух лет, иногда и раньше. В нашей школе есть младшая группа. Часто по поведению даже маленьких детей можно определить эмоциональный климат в семье и психологическое состояние мамы.

Если ребенок сразу идет к другим детям или поплачет две-три минутки и успокаивается, значит, мама отправила его в школу со спокойной душой — отпустила от себя.Но бывает, что дети плачут и плачут, и нет никакой возможности их успокоить.

Мне это было особенно странно, так как я всю жизнь работала с детьми и всегда умела успокоить любого малыша.

Почему же дети так сильно страдают?

Не так давно я поняла, почему некоторых наших детей трудно было успокоить. Оказывается, мамы этих детей стояли под дверью или под окнами и прислушивались, не плачет ли их кровиночка, и плакали вместе с ребенком. Мама плакала под окном, а малыш рыдал в группе.

Мама и ребенок — одно целое

В системно-векторной психологии объясняется это явление просто и понятно. Мама и ребенок — это одно целое в психическом и эмоциональном плане.

Поэтому дети ведут себя с незнакомыми людьми более уверенно, меньше плачут, больше улыбаются, в том случае, если их мамы выражают радость и спокойствие.

И наоборот — если мамы ведут себя беспокойно, нервничают, страдают от того, что оставляют своего малыша в незнакомом месте и с незнакомыми людьми, дети тоже ведут себя очень беспокойно, с трудом остаются в школе или бегут за мамой.

Даже если такая мама сидит в группе, ребенок очень беспокоен, насторожен, постоянно возвращается к ней или не сходит с ее рук. Однако все равно наступает момент, когда мама должна уйти и ребенок начинает плакать.

Родители могли бы помочь ребенку адаптироваться к новым местам и людям, если бы следили за своими эмоциональными реакциями по отношению к малышу.Сейчас, благодаря системным знаниям, я поступаю по-другому. Я сразу объясняю родителям эти важные моменты, предлагаю им расслабиться, обменяться со мной телефонами и пойти погулять, посидеть вдвоем в кафе и т.

д. Беру на себя всю ответственность за ребенка и обещаю, что все будет в порядке. Ни разу не было нужды позвонить родителям раньше времени.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка от рождения до года

Ваш ребенок — это маленькая часть мира. От того, как чувствуете мир вы, зависит то, что чувствует ваш малыш. Вы — его глаза и уши в этой большой и пугающей Вселенной.Новорожденный ребенок полностью зависит от взрослых. Он еще ничего не понимает, не может объяснить, что он чувствует и где у него болит, не может сам передвигаться. Его связь со взрослыми держится только на эмоциях.

Плач, крик, улыбка. Главное, чтобы родители были спокойными, любящими и надежными.

В два-три месяца ребенок оживляется при виде близких, гулит, сучит ручками и ножками. Это состояние называется «комплексом оживления». Это показатель, что эмоциональное, физическое и психическое развитие новорожденного в норме, что мама все делает правильно. Начинается пора младенчества.

Все внимание — малышу

В моменты бодрствования малыша нужно уделять ему как можно больше внимания. При кормлении важно все внимание сосредоточить на ребенке. Не нужно в это время смотреть телевизор, читать, говорить по телефону.
Нужно использовать этот момент для создания эмоционального контакта с маленьким.

Говорить ему ласковые слова, улыбаться, поглаживать его нежно. Чем спокойнее и доброжелательнее будет мама, тем здоровее будет ваш малыш.И в будущем он будет чувствовать себя увереннее.

У ребенка начинает появляться ощущение защищенности и безопасности, которое необходимо каждому малышу для правильного психического развития.Чувство защищенности и безопасности нужно не только каждому малышу или подростку, но и вообще каждому человеку.

И если ребенок его теряет, например, с потерей родителей или при неправильном поведении родителей, то психическое развитие малыша может затормозиться.

Нужно внимательно наблюдать за своим ребенком

Уже в грудном возрасте можно заметить, что все малыши реагируют на окружающую обстановку по-разному. Одни дети спокойные, медлительные, другие легко возбуждаются, третьи сильно реагируют на звуки, кто-то на прикосновения.

Так же по-разному должна действовать и мама. Погладить в одном случае, обращаться поэнергичнее — в другом, ограждать от громких звуков и криков — в третьем.

Эмоциональное состояние мамы ребенок ощущает через прикосновение, голос, улыбку, взгляд.

Плач — это средство общения малыша с родителями

Как говорится в поговорке: «Дитя не плачет — мать не разумеет». Внимательная мама вскоре после рождения малыша начинает различать виды плача. Как плачет ребенок, когда он голодный, когда он устал и хочет спать, когда он заболевает.

Чувствительная мама легко определяет потребности своего малыша.Дитя тоже чувствует ее настроение. В зависимости от настроения, мама будет по-разному купать его, пеленать, кормить. Это будут или резкие, жесткие движения, или нежные, ласковые, бережные.

Мама может через прикосновения передать всю свою любовь и нежность малышу.

Влияние голоса и темпа речи на состояние ребенка

То же самое и с голосом, который младенец слышал еще до рождения. От резкого, грубого, громкого голоса ребенок пугается и плачет. Крик может просто затормозить психическое развитие малыша. Он может потерять способность соображать или впасть в ступор.

А мягкий, ласковый, тихий голос успокаивает, убаюкивает ребенка, вызывает желание прислушиваться к нему.
Даже темп речи оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка. Быстрая речь пугает, подгоняет, возбуждает его, медленная — успокаивает.

Малыша привлекают разнообразные интонации.

Действие эмоций на жизнедеятельность всего организма

Стиль общения грудничка с мамой влияет на формирование его личности. И в дальнейшем похвала, одобрение и поддержка мамы будут являться стимулом к развитию.Оказывается, положительные эмоции, веселое состояние действуют на жизнедеятельность всего организма ребенка, на все его функции.

Жизнерадостный малыш лучше развивается умственно, физически, психически. У него устойчивый интерес к окружающему миру, к людям, к играм, к занятиям. Но ему постоянно нужна мамина эмоциональная поддержка: взглядом, улыбкой, нежными объятиями, ласковым словом.

В этом и состоит основная задача воспитания ребенка в раннем детстве.

«…Сейчас я могу спокойно оставить ее на целый день в садике, и не будет истерики «где моя мама?»…»
Диана Г.
«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину…… Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.Не могу точно сказать, каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать, без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например, сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!

Эти выходные прошли очень легко, я от нее не уставала, как раньше, более того, она стала сама убирать свои игрушки! Такого никогда не было!!! Для меня это супер результат!… »

Надежда У., переводчик, Москва

Индивидуальные особенности в проявлении эмоций у грудных детей

В системно-векторной психологии называется эти особенности векторами. Векторов всего восемь. У каждого человека, в том числе и у ребенка, насчитывается от 2 до 6 векторов, наличие которых и определяет своеобразие человека.Даже у грудного ребенка можно определить основной набор векторов, если за ним внимательно наблюдать.

Например:

  • Ребенок активный, много двигается, мало спит, мало ест. Худощавый, крикливый. Любит нежные прикосновения, массажики. Требует криком взять его на руки. Бывают проблемы с кожей: желтушки, потнички. Скорее всего ваш ребенок имеет кожный вектор.
  • Спокойный, с хорошим аппетитом, крепко спит. Выглядит крепышом. Может проснуться и лежать спокойно, наблюдая за передвижениями мамы. Не любит мокрые и грязные пеленки. Не любит смену места, еды, людей. Часто болит животик. У вашего малыша есть анальный вектор.
  • Хрупкий, большеглазый, беспокойный, пугливый. Малоежка, разборчив в еде. Активно реагирует на игрушки, звуки музыки, на улыбку родных. Капризный. Часто простывает. Это ребенок со зрительным вектором.
  • Тихий, не активный. Взгляд задумчивый. Маму почти не беспокоит. Сильно реагирует на громкую музыку и крики, на любые громкие звуки плачем. Успокаивается при тихой классической музыке и ласковом, тихом голосе мамы. Могут болеть ушки. У этого малыша, наверняка, есть звуковой вектор.

Всем детям для адекватного развития нужен фон тишины. Тогда они начинают гулить, лепетать и прислушиваться к своим звукам, а также к речи взрослых. Так начинается развитие родной речи. Это состояние нужно всячески поддерживать.
Малыш и мама связаны друг с другом психологической пуповиной. Всегда состояние мамочки отражается на малыше.

И даже если мама «держит лицо» и говорит, что у нее все прекрасно, а внутри у нее кипят страсти от легких обид до банальных тревог и страхов, все это отражается на ребенке.Просто связь эта не линейная, она объемная. Малыш выдает реакцию, согласно своим врожденным векторам.

Мама — это целая Вселенная для малыша. Но и ваш карапуз — это целая Галактика! Узнать о его врожденных свойствах вы можете уже на бесплатном тренинге.

Регистрируйтесь здесь.

Источник: https://kirssdiana.livejournal.com/298805.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.