Нарушение зрения у детей. Родители, будьте внимательны!

Содержание

Как вовремя обнаружить нарушение зрения у детей?

Нарушение зрения у детей.  Родители, будьте внимательны!

Современная проблема — увеличение числа детей с близорукостью. Кроме близорукости традиционно выявляются другие заболевания зрения: дальнозоркость, астигматизм, амблиопия. По каким признакам родители могут понять, что у ребенка начались проблемы со зрением?

Близорукость — самое распространенное нарушение зрения

Задача современного ребенка — много заниматься, читать, работать с электронными экранами. Орган зрения приспосабливается к этим задачам, и оптическая система глаз перестраивается, иногда сдвигаясь в сторону близорукости.

При чрезмерной зрительной нагрузке происходит негармоничный рост глазного яблока. Длина глазного яблока (его передне-задний размер) увеличивается, хотя внешне это незаметно.

Чем быстрее растет глазное яблоко, тем быстрее сдвиг в сторону близорукости.

Когда близорукость появляется, то с ростом глаз идет ее прогрессирование. Однако она может развиваться медленно, а может прогрессировать быстро, скачками. Правильная тактика ведения помогает снизить скорость развития близорукости. Врач выявляет факторы риска появления близорукости  и  уточняет, как мы можем повлиять на этот процесс.

 В детском возрасте  проводится  коррекция  зрения очками, у  подростков также и контактными линзами.  Коррекция близорукости  с помощью лазерной рефракционной операции возможна  после 18-20 лет, когда зрение уже сформировано, при условии не менее 2х лет стабильного зрения и после обследования и консультации  у офтальмохирурга.

Признаки нарушения зрения в раннем возрасте

На первом году жизни родители должны обращать внимание на внешний вид глазных яблок.

Если  родители замечают  неодинаковые размеры  глазных яблок, быстрое увеличение  размеров глаз или одного глаза, опущение век,  помутнение прозрачных сред глаза, изменение цвета зрачка с черного на белый  или желтый,  его неправильную форму, различную или неравномерную окраску радужек  нужно сразу же  обращаться к офтальмологу.

Если вы замечаете несимметричные движения глаз, отклонение одного глаза по вертикали или по горизонтали,  имеется ограничение подвижности глаз или глаза совершают непроизвольные колебательные движения,  если ребенок не фиксирует взгляд на лицах родственников или ярких игрушках — это тоже серьезный повод обратиться к специалисту.

Помните: чем раньше будет проведена диагностика и назначено лечение, тем лучший результат по зрению оно даст.

Признаки нарушения зрения у дошкольников и школьников

Снижение зрения проявляется и в поведении ребенка. Например, в младшем возрасте  родитель обращает внимание, что ребенок, чтобы рассмотреть, приближает игрушки или книжку с картинками ближе к лицу, садится ближе к телевизору.

В школьном возрасте он наклоняется к тетрадке или учебнику, пишет не в строчку, крупным неаккуратным почерком, испытывает затруднение при переписывании с доски.

  Если ребенок при просмотре передач поворачивает голову боком, это может говорить как  о возможном изменении тонуса мышц шейно-воротниковой зоны, так и об астигматизме — неравномерности оптической системы глаз или анизометропии — различной рефракции правого и левого глаза.

При астигматизме ребенок может смотреть исподлобья, поворачивать голову вправо или влево при рассматривании объектов, находя точку большей четкости.

При  высокой степени дальнозоркости снижена острота зрения вдаль и вблизи – ребенок приближает предметы к лицу для рассматривания. При снижении зрения вдаль ребенок щурится, садится ближе к телевизору.

В этих случаях тоже стоит обратиться к врачу, не дожидаясь планового осмотра. Очень важно знать, что чем раньше выявлено снижение зрения, тем эффективнее оно пролечивается.

В старшем возрасте ребенок уже может сказать, что он стал хуже видеть и начал испытывать неудобства: например, ему не видны записи на школьной доске, не виден номер маршрута трамвая или автобуса.

Когда нарушения зрения может выявить только врач

Если речь идет о ранних или врожденных нарушениях зрения, то даже у школьника может не быть никаких жалоб: ребенок никогда не видел по-другому, ему не с чем сравнить.

Это означает, что есть заболевания, которые сложно выявить, просто наблюдая за ребенком, их видит только офтальмолог на осмотре.

Таким образом, плановые осмотры лучше не пропускать, чтобы вовремя приступить к лечению и не упустить возможности для восстановления зрения: например, амблиопия, или “синдром ленивого глаза”, уже с трудом лечится после 7-8 лет и ее лечение неэффективно после 10-12 лет.

Если у  родителей зрение снижено или по линии мамы или папы есть родственники с особенностями  зрения с детства, конечно, нужно посещать все плановые осмотры окулиста и следить за формированием зрения у ребенка.

Ложкина Анна Владимировна,
Детский врач-офтальмолог Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза».

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/babyhealth/9410.html

Нарушение зрения у детей

Нарушение зрения у детей — распространенная проблема во всем мире. Мы рассказываем есть ли какие-то методики эффективные для профилактики и лечения проблем зрения в домашних условиях.

Как обнаружить, что у ребенка есть проблемы со зрением?

В период начала обучения в школе дети начинают напрягать глаза, низко наклонять голову, в школе возникают трудности, связанные с чтением информации со школьной доски — это могут быть первые признаки снижения зрения на которые родители могут обратить внимание дома.

Первые проявления патологии зрения у детей дошкольного возраста родители могут отмечать только при неправильном положении глаз (косоглазие) или нарушении глазодвигательных функций (парезы и параличи). Также при внимательном наблюдении отмечают разницу в размерах между зрачками, нечеткое или белое свечение зрачка особенно заметно на фотографиях.

Малышам можно дома перекрывать каждый глаз и в форме игры наблюдать за ориентацией ребенка и познания окружающего. Конечно же проверка зрения в домашних условиях не может дать достоверной картины здоровья глаз вашего ребенка. Только врач сможет качественно проверить зрение.

Дети в начальной школе уже могут иметь плохое зрение

Конечно же у маленьких детей в первую очередь проявляются врожденные пороки зрения, не были диагностированы, либо не проявляли себя из-за отсутствия зрительной нагрузки. Проблема в том, что дети не умеют объяснить, и не в состоянии оценить нарушения своего видения. А увеличение зрительной нагрузки сразу нарушает зрительную работу и ухудшает остроту зрения.

Но сегодня потерю зрения мы часто имеем именно у здоровых детей, что связано с распространенным использованием компьютерных техник. Особенно вредной является работа на малых экранах планшетов и смартфонов, с близкого расстояния дети обычно наклоняют низко голову. Несоблюдение режима освещения и неправильная посадка за рабочим местом также плохо влияют на зрение человека.

Частые заболевания организма, особенно инфекционные, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, проблемы с шейным отделом позвоночника также вливают на зрение, поэтому они должны быть комплексное обследование и сочетанное лечение для достижения наилучшего результата.

Родителям нужно изменить привычки детей, ограничить чрезмерное использование гаджетов, установить приоритеты и придерживаться зрительного режима.

Можно ли исправить у ребенка врожденные пороки зрения?

Врожденные аномалии зрения обычно подлежат исправлению. Если родители настойчивы и внимательны, то зрение можно вылечить до 100 процентов (здесь мы не учитываем высокую близорукость и заболевания с органическими изменениями глаза).

Врожденные пороки успешно лечатся специальными аппаратами, которые используются в лечебных учреждениях, или подлежат хирургическому вмешательству. Наследственность играет основную роль в передаче заболевания от родителей и даже дальних родственников. Негативно сказывается на зрении ребенка: отягощенная беременность, сложные роды и заболевания, перенесла мама во время беременности.

Поэтому такие заболевания как врожденная глаукома, катаракта, аномалии развития тяжело поддаются лечению, но своевременная диагностика и правильная тактика лечения дает возможность не только улучшить состояние работы глаза, но и вылечить определенную недостаток.

Ведь для ребенка зрение — это самый первый шаг к познанию, обучению, развитию, что является залогом успешного и полноценного будущей жизни.

Какой возраст для детей является невозвратным для коррекции зрения?

Развитие зрения у ребенка начинается с рождения. Основной период завершения формирования размеров и работы глаза наступает в 6-7 лет. Поэтому позитивный результат лечения глазных патологий является именно в этот период.

https://www.youtube.com/watch?v=AkivRc9p3lQ

Но современная лечебная аппаратура дает возможность работать даже с серьезными проблемами, особенно это важно с приобретенными формами заболевания.

Даже в возрасте старше 16 лет мы часто получаем положительные результаты лечения, но о полном излечении здесь уже говорить сложно.

В старшем возрасте мы можем только в основном помочь корректировать патологию очками или контактными линзами, или же предложить определенные хирургические методики.

Влияет ли питание на зрение ребенка?

Какие продукты следует употреблять для улучшения зрения?

Именно несбалансированное питание является основным фактором нарушения зрения. Ведь глаза, которые имеют повышенную нагрузку, требуют усиленного питания витаминами и микроэлементами.

Это одно из важнейших условий нормального зрения. Принцип питания можно условно разделить на две группы:

Первая , общее питание, направленная на здоровье организма в целом и на укрепление иммунитета. А вторая — это дополнительное питание для пациентов с глазной патологией. Самый нужный витамин А является основой для образования зрительного пигмента, источником его является печень, морковь, тыква, абрикосы, творог.

Витамин Е содержится в кукурузе, орехах и пшеничных зародышах. Витамином С богаты фрукты и овощи, цитрусовые, черная смородина, капуста. Витамины группы В основные в обмене веществ и обеспечении работы глазной ткани, содержатся в бобовых злаках и орехах.

А также необходимо в рационе питания рыба в которой содержатся полезные жирные кислоты. Лютеин и зеаксантин — главные пигменты сетчатки содержатся в кабачках, брюссельской капустой, салат, шпинат, фисташках, красном сладком перце.

Одним из важнейших элементов является цинк и селен с повседневными продуктами питания мы их получаем в малых количествах, поэтому обогащаем наш рацион мидиями и другим морепродуктами богатыми на них.

Черника — основной компонент всех витаминных комплексов для глаз, ведь она является сильнейшим антиоксидантом и источником витамина А и С, поэтому употреблять ее нужно как можно больше, в сезонный период, хотя бы по 100 грамм в день.

Что лучше для детей: линзы или очки?

И те и другие обладают своими преимуществами и недостатками. Для малышей дошкольного возраста мы рекомендуем преимущественно очковой коррекции. Особенно это важно при косоглазии или амблиопия, когда нужно закрывать один глаз для стимуляции развития зрения другого глаза.

На сегодняшний день оправы и очковые линзы можно подобрать с качественного и безопасного материала, а внешний вид даже предоставляет украшение лицу. И все же в очках мы можем видеть лишь в пределах стекла, а поднимая глаза в гору или в низ видимость уже ухудшается. При перепаде температур стекло обладает способностью запотевать.

Но самая частая проблема детского пользования — поломка оправ и разбиты стекла.

Контактные линзы имеют преимущество в этих моментах, но использование предоставляемых пациентам большей сложности, требует определенного режима соблюдения гигиены и достаточно дорогой методике. Контактной линзе предпочитаем при занятии ребенком определенными видами спорта, патологиям односторонним, и конечно же, для тех кто не хочет или не может пользоваться очками.

Гимнастика для глаз эффективна?

Основные советы родителям по использованию данной технологии.

На сегодняшний день существует множество упражнений для глаз, гимнастика снятия зрительной усталости и специальное аппаратное лечение, улучшает и восстанавливает зрение.

Современная офтальмология включает в аппаратное лечение целый комплекс различных видов стимуляции на работу зрительного анализатора.

Индивидуально каждому пациенту на курс лечения подбираются определенные аппараты и упражнения в соответствии с его заболевания.

Плеопто-ортоптический лечение направлено на восстановление работы глазного мышцы хрусталика, снятие его спазма и улучшения зрения вдаль, что нужно особенно при близорукости, укрепления и улучшения питания заднего отрезка глаза.

Формирование правильного слияния и развития бинокулярного зрения при косоглазии и многое другое. Успешно сегодня мы можем лечить астигматизм и врожденной дальнозоркостью, результативные показатели получим при нарушениях функций от косоглазия, и саму косоглазие.

Особенно новый метод лечения призмами показал положительные результаты в лечении косоглазия.

При миопии должны получить остановку прогрессирования растяжение глазного яблока и восстановления и поддержания правильной работы глаза при зрительной нагрузке, что останавливает падение зрения.

Восстановление зрения требует комплексного подхода, только тогда эффект будет не временный, а на более длительное время.

Компьютеры, смартфоны — часть жизни детей

Основные советы родителям как защитить зрение ребенка от негативного влияния новейших технологий.

Для профилактики нарушений зрения необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • При зрительной нагрузке делать перерывы каждые 20 — 40 мин и гимнастику для глаз
  • Расстояние до зрительной поверхности не ниже 30-35 см от глаз
  • Освещать рабочее место, обязательно настольная лампа с левой стороны для правшей и справа для левшей;
  • Не читать поздно вечером, особенно запрещено лежа;
  • Ограничивать работу на компьютерах, планшетами или другими гаджетами (до 60 мин в день)
  • Для снятия напряжения глаз выполнять расслабляющие упражнения

Профилактика нарушений зрения — это целая система методов, чтобы улучшить остроту зрения, она включает в себя: соблюдение правил гигиены зрения, употребление витаминов для зрения, здоровый образ жизни, занятия спортом, полноценный сон.

Недостаточно просто один раз поесть правильные продукты или витамины или один раз ограничить просмотр компьютера. Нужна постоянное внимание к своему здоровью и здоровью своих глаз.

Соблюдать гигиену зрения нужно постоянно и предотвращать нарушения каждый день.

Источник: http://medictionary.ru/narushenie-zreniya-u-detey/

Нарушение зрения у детей

Зрительная система у человека – многоуровневая и очень сложная, поэтому ее окончательное формирование происходит уже после рождения ребенка.

Возрастные особенности

Причины нарушения зрения у детей в новорожденном возрасте, как правило, врожденные и говорят об органических поражениях зрительного анализатора или нервных путей, отвечающих за формирование связей между воспринимающими фоточувствительными рецепторами и зрительным центром в головном мозге.

Новорожденные

У малыша изначально присутствуют некоторые зрительные рефлексы – сужение и расширение зрачков в зависимости от освещения (световая чувствительность), слежение за движущимися предметами. Стартом к формированию восприятия внешнего мира посредством зрения становится световая стимуляция сетчатки глаза.

Чувствительность к свету у новорожденного очень низкая, и только к концу первых шести месяцев жизни она достигает чуть больше половины уровня взрослого человека. Можно заметить, что зрачки малыша намного медленнее расширяются и сокращаются в зависимости от освещения.

Но физиологичное развитие детей постепенно отражается на совершенствовании функции светочувствительности, предметного, цветового и пространственного зрения.

От трех до шести месяцев

К концу третьего месяца жизни у ребенка формируется центральное зрение. Когда он способен не просто обнаруживать объект, но и распознавать его, выделять среди других. Функция распознавания указывает на нормальное формирование интеллектуальной способности мозга.

У младенцев некоторое время глаза еще не могут удерживаться по центральной оси

Стимуляция сетчатки светом приводит постепенно к развитию бинокулярного зрения. Раздражение центральной ямки заставляет глаза фиксироваться на источнике света и, повторяя это раз за разом, оба глаза начинают двигаться согласованно.

Нормальное развитие бинокулярного зрения дает человеку возможность объемного видения, которое позволяет оценивать глубину и пространство.

Этот навык у ребенка формируется даже раньше, чем другие показатели монокулярного зрения, поскольку объемное видение у человека является результатом эволюции и необходимым условием для выживания нашего вида. Близкое пространство осваивается ребенком в первые пару месяцев жизни.

В этот же период жизни малыш начинает распознавать цвета. Первый цвет, который легко узнает ребенок – красный. Зеленый и ему подобные коротковолновые цвета воспринимаются хуже. Поле зрения грудничка намного уже, чем у взрослого.

У детей дошкольного возраста поле зрения на 10 % меньше, чем у взрослого, но уже к 7–8 годам он достигает нормальной величины. Также у детей немного больше размеры слепого пятна, в среднем на 2 см по каждой оси.

Это объясняется меньшим относительным размером глазного яблока, которое также достигает нормальной величины к 10–14 годам.

Первый год

К десятому месяцу зрение малыша позволяет ему распознавать геометрические формы. Во втором полугодии ребенок осваивает дальнее пространство, улучшаются навыки объемного зрения. Возможность разглядывать ближний и дальний план заставляет работать аккомодационный аппарат глаза, тренирует глазодвигательные мышцы.

Большой толчок к развитию понимания пространства и ориентирования дает начало активной двигательной активности. Мозг учится сопоставлять перемещение тела в пространстве с изменением размеров зрительных образов.

У дошкольников возникает понимание о нарисованном изображении предметов. Объемное восприятие объектов и острота зрения формируется у детей как раз к началу школы. С того времени, как ребенок начинает говорить, зрительные образы подкрепляют его речь и способствуют развитию абстрактного мышления.

В пять лет дети уже имею достаточно развитое цветное зрение, но его совершенствование продолжается. Нарушения цветоощущения в этом возрасте пропорционально взрослым и не отличается по частоте случаев у представителей обоих полов.

Гиперметропия высокой степени у детей

Следует учитывать, что у новорожденных острота зрения очень невысокая –0,005-0,015 диоптрий, практически все имеют дальнозоркость.

Эти показатели не указывают на нарушение зрения у детей и являются физиологичными, соответствующими возрастному развитию.

Острота зрения постепенно возрастает до 0,3 диоптрий к концу первых месяцев, 0,6 диоптрии к концу второго года и выходит на 1,0 дптр. к 7–10 годам.

Таким образом, на правильное формирование зрения у ребенка влияют не только врожденные механизмы, но и те обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться в процессе роста и развития.

Патологические состояния

Виды нарушения зрения, которые могут определяться в детстве:

  • Гиперопия – дальнозоркость, которая может быть истинной и скрытой. Глаз может иметь короткую оптическую ось, изображение фокусируется за сетчаткой. Трудности возникают при необходимости рассматривать предметы крупным планом.
  • Миопия – близорукость, нарушение, при котором глаз по передне-задней оси слишком большой, чтобы фокус происходил на сетчатке. Изображение формируется перед ней, поэтому плохо различаются объекты, находящиеся на удаленном расстоянии.
  • Астигматизм – нарушение, при котором кривизна роговицы не идентична по всем осям, и лучи света, преломляясь по-разному, не дают единого четкого изображения на сетчатке. Малыш плохо видит на любом расстоянии.
  • Косоглазие – такое положение глазного яблока, когда оно отклоняется от центральной оси. Может быть врожденным или же провоцироваться неравномерным напряжением глазодвигательных мышц. Глаза могут отклоняться как по-горизонтали, так по-вертикали.
  • Амблиопия – если мозг не может получить полезную информацию от зрительного анализатора, то постепенно начинает игнорировать его сигналы. Таким образом возникает синдром «ленивого глаза». У ребенка формируется видение одним более сильным глазом.

По степени нарушения зрения можно выделить несколько категорий детей:

  • Слабовидящие – острота зрения 0,05–0,2 диоптрий. У таких малышей нет ограничений к занятию письмом или чтением.
  • Частично слепые – острота зрения сохранена на уровне 0,05–0,4 диоптрии. Ребенок может различать свет, есть зрительные образы.
  • Слепые – зрительный анализатор остановился в развитии, нет образного восприятия. Сильнейший глаз может иметь остаточное зрение силой до 0,04 диоптрии. Обучение в таком случае в саду или школе компенсаторного типа или на дому.
  • Полностью слепые – зрительные образы никогда не были сформированы, обучение возможно в домашних условиях.

У слабовидящих детей сохраняется возможность обучения

Как это отражается на ребенке

Особенности развития детей с нарушением зрения формируются исходя из того, какие процессы в становлении зрительного анализатора прошли неправильно.

Общие характеристики:
1. Нарушение зрения препятствует развитию ребенка в различных областях, поскольку у мозга нет обычной стимуляции к развитию нейронных связей. У таких детей замедлена моторика, когнитивные (познавательные), языковые навыки.

На этом фоне значительно затруднена социальная адаптация, поскольку малыш не может в полной мере подражать взрослым и участвовать в поведенческом и эмоциональном функционировании общества.

Нарушение зрения у подростков, как правило, вызывает следующую волну трудности в социализации.

Слабовидящему человеку приходится носить очки, что не всегда его украшает, или же попросту зависеть от помощи зрячих.

2. Следует учитывать особенности детей с нарушением зрения, которые потеряли его до 5 лет.

В таких случаях говорят о врожденном нарушении зрения, поскольку у малыша не сохраняются в памяти визуальные образы, которые могут помочь в его обучении.

Дети испытывают трудности в понимании сложных абстрактных понятий, например, цвет, пространственное расстояние, пространственное взаимоположение и т.д.

Нарушение зрения само по себе не повлияет на когнитивную обработку ребенком другой сенсорной информацией, но у него будет дефицит контакта с внешней средой.

3. Каждое из нарушений зрительной функции отличается по своей природе, сочетанию и степени. Следовательно, развитие ребенка, режим его обучения и потребности также будут отличаться.

Для успешной социализации необходимо понять, как зрительное функционирование ребенка повлияло на его развитие и определить таким образом его уникальные образовательные потребности и методы обучения, независимо от возраста.

Нарушение зрения у школьников делает этот процесс несколько сложнее, но даже с остаточным зрением дети могут нормально обучаться в специализированных садиках и школах.

Садики и школы для слабовидящих детей имеют специальные программы и методики по развитию

4. Диагностика детей с нарушением зрения должна быть произведена как можно раньше, поскольку функциональное развитие глаз ребенка завершается к 8 годам.

Существует мнение, что при утрате одного органа чувств другие берут на себя часть его функций. Это было бы справедливо ко взрослому или человеку, который изначально хорошо видел, но постепенно утратил эту функцию. Для детей, имеющих врождённое нарушение зрения, теряется самый главный стимулятор, который запускает развитие мозга.

Другие сенсорные системы могут помочь в определенной степени, но не способны полностью компенсировать отсутствие зрения по следующим причинам:

  • слух и прикосновение не могут обеспечить такую же стимуляцию и информацию, как зрение. Без зрения некоторые понятия никогда не смогут быть полностью поняты, например, облака, высота зданий и т. д.
  • информация, получаемая от прикосновения и звука, поступает последовательно, а видение является источником полного представления об объекте.
  • видение помогает ребенку понять весь предмет и его части, а также взаимоотношениями между частями, в то время как прикосновение и слух требует, чтобы ребенок исследовал каждую часть, а затем интегрировал изображения в уме.

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями.

С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого.

В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Терапия

Родителям детей с нарушением зрения особое внимание следует обратить на физическое развитие малыша. Поскольку отсутствует визуальный контроль движения, то часто такие дети имеют плохую координацию. И движения прерывчатые и резкие, часто совершаются невпопад.

У слабовидящих детей необходимо развивать моторику физическими упражнениями

Для таких детей очень полезной является ЛФК. Лечебная физкультура помогает установить нейро-мышечные связи между мозгом и мышцами, учит ребенка контролировать свое тело без зрения.

С другой стороны, обязательно нужно ежедневно выполнять зрительные гимнастики, которые помогают в развитии самого зрительного аппарата.

Они тренируют глазодвигательные мышцы и те, что отвечают за правильную фокусировку. Гимнастика способствует снятию напряжения с одной группы мышц и приведению в тонус других.

Таким образом можно эффективно бороться с косоглазием, дальнозоркостью и близорукостью.

В лечебных учреждениях используют специальные приборы – амблиоспекл лазерный, макулостимулятор, фосфенстимулятор, приборы для паттерн-стимуляции.

Для развития других сенсорных чувств и коррекции психологических проблем, связанных с нарушением зрения, современные методики предлагают различные тактильные техники.

Например, песочная терапия помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, улучшает мелкую моторику, стимулирует активные точки на ладошках, подстегивает нервную систему.

С помощью песка дети, которым трудно говорить, могут выразить свои мысли, страхи и переживания, избавившись от их груза. Многим детям в улучшении зрения помогает именно такая психоэмоциональная разрядка.

Поскольку родителям бывает трудно определить, что у маленьких детей является проявлением возрастной нормы, а что свидетельствует о нарушении зрения, то нужно обязательно посещать детских специалистов в рекомендуемые сроки для профилактических осмотров.

Источник: http://glaziki.com/zdorove/narushenie-zreniya-detey

Дети с нарушениями зрения — классификация, причины и лечение

Дети с нарушениями зрения - классификация, причины и лечение

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

К этой категории относятся дети с различными нарушениями зрения. Родителям, столкнувшимся с нарушениями зрения у своих детей, необходимо знать основные правила их воспитания и развития.

Психическое и физическое развитие ребенка с таким диагнозом отличается от развития здоровых детей.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Причины нарушения зрения у детей

К основным причинам нарушения зрительных функций относятся:

  • инфекционные заболевания матери во время беременности, которые вызывают аномалии при внутриутробном развитии;
  • болезни, перенесенные после рождения (травма глаз, инфекция и т.д.);
  • плохая наследственность (глаукома, катаракта и другие проблемы со зрением, которые диагностировали у родственников).

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания.

Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка.

Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

https://www.youtube.com/watch?v=P5rIuEZdQ6s

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей. Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм.

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения. В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима.

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

Особенности выбора школы и места в классе

Детей с незначительными дисфункциями обучают в условиях массовой школы. При этом врач четко прописывает физическую нагрузку (в некоторых случаях ребенка могут освободить от посещения уроков физкультуры и т.д.), а также назначает консультации психолога для определения эмоционального фона.

Выбрать подходящее учебное учреждение вам помогут. В первую очередь, все зависит от степени потери остроты зрения. В некоторых случаях детям показано исключительно домашнее обучение, другие же могут посещать обыкновенные школы и ВУЗы.

Плохо зрячие дети, обучаясь, могут отставать от сверстников. Это не должно вызывать негативной реакции со стороны родителей. Возможно, врач порекомендует дополнительные занятия на дому. Нужно помнить, что чрезмерная нагрузка на глаза может только ухудшить существующую проблему со зрением.

Во время занятий ребенок с близорукостью, дальнозоркостью или другими заболеваниями должен сидеть за определенной партой. Место в классе определяет учитель, исходя из рекомендаций школьной медсестры или лечащего врача. Также рекомендуется следить за психологической обстановкой в классе, ограждая ребенка от негативной атаки сверстников.

При своевременной диагностике и правильном лечении можно добиться частичной коррекции зрения. Это значит, что, со временем ребенок может получить профессию и считать себя абсолютно приспособленным к внешнему миру.

Для полностью незрячих детей важную роль играет правильное домашнее обучение. Нужно помнить, что такие пациенты значительно отстают в развитии, поэтому родителям потребуется много времени и терпения для обучения элементарным навыкам.

В домашних условиях врачи рекомендуют тоже использовать специальную литературу, которая поможет закрепить полученные в учебном учреждении знания. Очень важно несколько раз повторять материал, чтобы малыш смог хорошо его запомнить. Не стоит ограничивать детей от возможности общения со здоровыми сверстниками, от них он может почерпнуть много навыков.

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии. В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры. Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/organy-zreniya/deti-s-narusheniyami-zreniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.