Настоять или подчиниться: когда стоит действовать вопреки воле малыша

Содержание

Повиновение родителям? Мнения священников

Настоять или подчиниться: когда стоит действовать вопреки воле малыша

«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще».

Такие утверждения нередко оставляют в х к статьям и наши читательницы.

Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?

Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

Отвечают священники.

Разная мера свободы личности человека

Протоиерей Андрей Лоргус,  ректор Института христианской психологии

Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.

Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции — это уже другой вопрос.

Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.

Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.

Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик — уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.

Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.

Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения — те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.

Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей.

Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель, а не общепринятое понятие и словечко.

Так вот, взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника.

При послушании я принимаю волю своего начальника — родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит.

То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.

Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного.

Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема.

И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.

Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием.

Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого.

Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.

Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.

Слушать Того, кому больше верим

Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново

На самом деле все достаточно просто…  В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе, когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.

Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.

А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь.

Но она не проводится в один день и час для всех.

Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно — так Богом задумано — несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.

Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.

Но важно при этом не забывать и другую заповедь — ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут сделать дети по отношению к родителям — подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.

Эта заповедь с обетованием. Тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить?».

Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте.

Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время.

А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.

Направление движения, а не конкретный рецепт

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»

Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?

Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт — это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний.

Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований, и он священник.

А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.

Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.

Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение.

Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад.

И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.

Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта — не деспотизм и не самодурство.

Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими.

И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это.

Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!

Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую.

Неужели недостаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет.

Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие — будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.

Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо.

Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости.

И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.

Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит.

И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть.

Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты — мне, я — тебе, ты мне столько-то, я тебе — столько-то, в расчете — в расчете… Таких отношений быть не может.

Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…

Подготовила Ольга Щербакова

Источник: http://www.matrony.ru/povinovenie/

Когда ребенок против — инструкция для родителей

Как часто вы сталкиваетесь с сопротивлением ребенка?

Уверена, что часто. Как и я. Как и любой родитель. Противление ребенка нашим решениям сопровождает нас всю жизнь. И вечные вопрос — как реагировать? что делать? приветствовать или наказывать?

Давайте попробуем разобраться в причинах такого поведения и соответственно понять, как нам действовать.

***

История первая. Сын моих знакомых. Ему нет еще и двух. Может сам уйти с места игры домой. На все попытки остановить — яростное сопротивление. Бунт по любому поводу, будь то еда или одежда. Ребенок в столь маленьком возрасте уже практически неуправляем. Родители думают, что он у них очень самостоятелен.

Так ли это?

***

История вторая. Личная. Злата начала говорить «Я сама» лет с двух. Потом прибавилось и «Неть» на все, что ей предлагалось делать. До сих пор мы дипломатично разруливаем эти «я сама» и «неть» — но с каждым днем ее действия все более точны и разумны. Она начала соглашаться выбирать и научилась просить помощи. Но сопротивляться давлению не перестала…

Тоже кризис? Почему это происходит в почти «идеальных» условиях любви и взаимопонимания?

Сегодня тема статьи — противление. Когда ребенок против. Почему? И что делать?

Главное, что нужно понять, это то, что противление — это инстинктивное поведение, совершенно не зависящее от воли человека.

Причем противление есть и у нас, взрослых. Это не манипуляция, не копирование «вредного соседского мальчишки» и не «плохая» наследственность.

Противление – это защитная реакция на осознаваемый контроль и принуждение. Дети делают противоположное тому, что от них ожидают, нарушают правила, не слушаются и игнорируют, упрямятся и перечат, задираются, сканадалят, дерзят и не поддаются попыткам контроля.

Почему они себя так ведут?

Подумайте о себе — как вы себя ведете, когда вас пытаются контролировать?

Например, звонит ваша мама и в приказном порядке «советует» как-то поступить. Что вы чувствуете?

Волну негодования и противления, даже не думая особо о смысле «совета». То есть вне зависимости от ценности информации при излишнем контроле мы инстинктивно сопротивляемся вмешательству в наши действия, и только потом думаем.

«Эта реакция нормальная и в определённых обстоятельствах полезная, но её проявления и результат могут быть очень вызывающими, тревожащими и сильно осложняющими жизнь для родителей и учителей.

Формы проявления противления различны: негативизм, непослушание, бунтарство, пассивность, неподчинение, неуважение, несогласие, воинственность, неисправимость, и даже антисоциальные намерения и действия. Всё зависит от возраста и личности ребёнка.

И ребёнок не ведёт себя так Вам назло, это инстинктивное поведение, реакция ребёнка на то, что, как ему кажется, им помыкают»

Ольга Писарик

Так все таки почему?

«Защита от чужих»

Первая причина и ситуация — это противление ребенка тем, к кому он не привязан.

Стремление к привязанности — это базовая потребность человека, она первична, и является даже более приоритетной, чем пища. Но если младенцу для выживания необходим тесный физический контакт с ответственным за него взрослым, то по мере взросления, развития мозга и становления личности, понимание ребёнком, что значит «быть близким» изменяется.

Привязанность ребенка к взрослому дает ему возможность психологического созревания. Защищает ребенка от внешнего стресса, дает ощущение внутренней безопасности. Ребенок, имеющий глубокую привязанность к родителям, меньше бунтует и сопротивляется, так как имеет больше пространства и возможностей для самовыражения.

И в первом случае противления ребенка другим взрослым — это как раз защита. Защита от внешнего влияния, от того, чтобы кто-то чужой мог руководить ребенком в своих целях. И в данном случае противление часто понятно окружающим.

И в этой связи становится более понятной трудная адаптация маленьких детей к детскому саду. Пока ребенок не привязан к воспитателю — он сопротивляется по мере своих сил. Сначала это могут быть слезы и отказ участвовать в жизни группы, затем «плохое» поведение и «саботаж».

Какой выход?

Если у вас есть необходимость оставлять ребенка с чужим взрослым — обязательно познакомьте малыша и воспитателя, показав собственное доверие этому человеку.

Оставайтесь несколько дней рядом, постепенно знакомя ребенка с новой обстановкой и новым взрослым в его жизни. Затем, уже в ваше отсутствие, попросите воспитателя раз в какой-то период уделять внимание только вашему ребенку — поговорить, дотронуться, просто погладить.

Для ребенка очень важно чувствовать надежный тыл, защиту взрослого — и чем меньше малыш, тем больше эта потребность.

>Вам также будет интересно «Почему детям нужны родители, а не друзья»

«Собственная воля»

Вторая ситуация. Когда ребенок насыщен привязанностью, когда в его жизни много любви и принятия, когда родители понимающие — вдруг случается то, что иногда родители зовут «разбаловался», или «маленький, а уже манипулирует». Ребенок начинает активно не слушаться, бунтовать, не соглашаться с родителем.

И здесь — как раз стоит помнить, что это не осознанное поведение волевого человека, а инстинкт противления. Когда у ребенка все надежно, его потребности удовлетворены — он начинает «взрослеть», становиться самостоятельным, а значит, проявлять собственную волю.

И часто эти проявления совсем расходятся с желаниями родителя. Первые признаки такого противления появляются около полутора лет, когда ребенок узнает, что можно сказать «нет». И обычно это ненадолго — пока ребенок насыщен привязанность, переполнен вниманием — начинает «чудить».

Как только чувствует, что нужна поддержка, противление заканчивается и малыш бежит «под крылышко».

И в этом случае просто нужно понимание родителя, что такое поведение — нормально, что это — естественный и закономерный процесс. И просто научиться жить с этим маленьким взрослеющим человечком, стараясь учитывать в семейных планах и его маленькую волю.

«Самостоятельность без границ»

И третий вариант.

Когда ребенку недостаточно привязанности или она слабая — тогда малыш сопротивляется вашим просьбам и желаниям, делая все «вопреки», чтобы спровоцировать вас на принятие, проявление и закрепление привязанности.

И опять же — он делает это инстинктивно.

Например, когда мы пытаемся руководить двухлеткой на расстоянии, никак не закрепив контакт — зрительный, телесный, эмоциональный. Да и донесение важной информации до шестилетки «работает» гораздо лучше «глаза в глаза» и с объятием.

Почему для нас противление ребенка — часто как «красная тряпка» для быка?
Мы злимся, включается «Ах, он так со мной…», «Раскомандовался тут…», «Как ты с матерью разговариваешь…» и т.д.

Потому что у нас тоже есть инстинкт противления!

И в таких ситуациях он включается по-полной. И начинается «битва титанов» с вполне определенным концом — ведь мы-то сильнее, чего нам стоит «в зародыше» придушить все попытки нам повозражать.

Или вторая родительская реакция. «Признание самостоятельности без границ»

Родители дружно решают, что противление ребенка — это его самостоятельность, сильная воля, и целеустремленность. В таком случае восхищение скорее вредит, чем помогает, особенно в случае слабой привязанности.

Малыш не чувствует границ, начинает искать их — и не находит. Ведь родители думают, что он очень самостоятелен и вполне понимает что делает. Границ все нет, и ребенок совсем «расходится» — непредсказуемое поведение, непослушание, «проверка» родителей на принятие, возможно и агрессия — все это может стать со временем более серьезной проблемой.

На эту же тему: «10 ошибок при воспитании ребенка, которые ведут к его несамостоятельности»

Как действовать?

Как же действовать в случае сопротивления ребенка вашим планам, желаниям, указаниям?

  • Всегда помните, что инстинкт противления — это инстинкт, а не воля. Не наказывайте ребенка за его инстинктивное поведение.
  • Никогда не удаляйте ребенка от себя за непослушание. Это провоцирует его на «проверку» — насколько мама меня любит: «если я так сделаю», «а если еще вот так попробую».
  • Проследите за собой — возможно, вы слишком авторитарны? В любом возрасте у ребенка должно быть свое «пространство решений» — для малыша выбор игрушка, для постарше — выбор бытовых действий. Противление может возникнуть в ответ на слишком много приказов и принуждений.
  • Чтобы повлиять на поведение, устанавливайте семейные правила и ритуалы вокруг традиционных действий.
  • Помните о привязанности и принятии ребенка в любом состоянии — всегда будьте рядом и предлагайте утешение или помощь.
  • Помните, прежде, чем руководить, надо завладеть (глаза, улыбка, кивок): сядьте перед ребёнком, глаза на уровне глаз, дружелюбно, но не заискивающе скажите, что нужно сделать, при этом кивайте головой и добейтесь ответного кивка и ответа «Да, мама».
  • Избегайте командного тона, предписаний, глаголов должен, надо, обязан. Употребляйте как можно меньше давления и принуждения.
  • Уберите фокус с принуждения. (Не: «Ты должен убрать игрушки!», а «Какие игрушки сначала спатки положим — машинки или конструктор? Всегда давайте возможность ребенку фиксироваться на своей собственной воле.

Когда ребенок действует не по принуждению, а выбирая сам (пусть в пределах вашего предоставленного выбора) — он счастлив и никогда не будет сопротивляться.

И! Выбор предоставляется в рамках ответственности ребенка. То есть выбор там, где ребенок просто не справится делает родитель, разбивая более простые действия на «выборы» ребенка.

Например, решение идти домой с прогулки принимает родитель, но действия можно «отдать» ребенку: «По какой дорожке пойдем домой — по этой или между деревьями?» или «Что сначала будем делать дома — покушаем или позвоним папе?»

По мотивам статьи Ольги Писарик, soznatelno.ru

***

Источник: http://jablogo.com/parenting-in-the-family/when-child-against.html

Почему мы поступаем вопреки здравому смыслу

В теории всё просто: ставишь цель, идёшь к ней, добиваешься желаемого и радуешься жизни. В теории, но не на практике. Акразия — вот что нам мешает. Пора научиться противостоять этому малоприятному явлению.Летом 1830 года Виктор Гюго оказался в сложной ситуации.

Двенадцатью месяцами ранее знаменитый французский писатель заключил договор с издателем о создании романа «Собор Парижской Богоматери». Вместо того, чтобы писать книгу, Гюго провёл год в развлечениях и прочих интересных делах, а работа над романом откладывалась и откладывалась.

Издателю это надоело, и он поставил жёсткий ультиматум: книга должна быть готова к февралю 1831 года — получается, у автора оставалось полгода.

Чтобы заставить себя всё-таки взяться за дело, Виктор Гюго разработал необычный план. Писатель собрал всю свою одежду и закрыл её под замок, у него осталась лишь большая шаль, чтобы прикрыть наготу.

Теперь Гюго не имел возможности выйти на улицу, ему оставалось только заниматься романом. Автор с головой окунулся в работу и трудился, словно одержимый, всю осень и половину зимы.

«Собор Парижской Богоматери» был закончен 14 января 1831 года, на две недели раньше срока.

Старая добрая акразия

Человеку свойственно прокрастинировать. Даже Виктор Гюго, на редкость плодовитый писатель, не мог дать отпор тому, что отвлекало его от работы. Эта проблема была актуальна во все времена, упоминания о ней встречаются в трудах Сократа и Аристотеля. Акразия — так назвали её древнегреческие философы.

Акразия — это состояние, когда мы поступаем вопреки здравому смыслу. Ведёте себя определённым образом, хотя собирались делать совершенно другое? Вот оно. Проще говоря, акразия — та же прокрастинация или недостаток самоконтроля. Она удерживает нас от движения к цели и мешает заниматься тем, что мы запланировали.

Почему Гюго заключил договор на создание книги и больше года не приступал к работе над ней? Почему мы строим планы, ставим сроки, но в итоге ничего так и не происходит?

Почему мы планируем, но не делаем

Чтобы понять, как акразия управляет нашей жизнью, нужно обратиться к поведенческой экономике. Она объясняет это тем, что наш мозг больше ценит удовольствие, которое можно получить сейчас, а не в будущем.

Когда вы строите планы — например, собираетесь сбросить вес, написать книгу или выучить иностранный язык, — вы создаёте радужный образ «будущего себя».

Вы представляете, как через некоторое время преобразится жизнь, мозгу такие перспективы нравятся, и он соглашается, что ради этого стоит приложить некоторые усилия.

Когда приходит пора делать что-то для претворения мечты в реальность, этот образ теряет былую привлекательность.

Мозг теперь думает исключительно в настоящем времени, его не интересует, что будет потом.

Вот почему вечером мы ложимся в кровать с железобетонной решимостью завтра же изменить свою жизнь, а утром ведём себя по-прежнему. Планы — это хорошо, но удовольствие прямо сейчас — ещё лучше.

Стремитесь добиться успеха — учитесь откладывать приятное на потом. Когда вы сможете справиться с соблазном мгновенных вознаграждений, преодолеть разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, чего вы собираетесь добиться, станет гораздо легче.

Прививка от акразии: три способа одолеть прокрастинацию

Если вы хотите победить привычку откладывать на потом и начать делать всё, что запланировали, предлагаем три варианта действий.

1. Создавайте благоприятные условия

Когда Виктор Гюго спрятал всю одежду, чтобы сфокусироваться на работе, он поступал в полном соответствии с методом самоограничения. Суть этой практики: мы формируем своё поведение, перекрывая доступ к разного рода помехам и поощряя правильный образ действий.

Вы можете взять под контроль своё питание, приобретая еду небольшими порциями. Надоело впустую тратить время уткнувшись в экран смартфона — удалите игры и социальные приложения. Пристрастие к онлайн-играм превратилось в проблему? Напроситесь в бан-лист. Настройте автоматический перевод определённой суммы на отдельный счёт и начните уже откладывать деньги.

Для каждой ситуации будет своё решение, но идея одна: практика самоограничения помогает вам направлять поведение в нужную сторону. Не стоит полагаться на силу воли — создайте такие условия, в которых отступить от намеченного плана будет просто нереально. Станьте творцом своего будущего, а не его жертвой.

2. Не думайте, а делайте

Чувство вины от бесконечного откладывания дел на потом — пытка похлеще самой противной работы. Как заметил Элиезер Юдковский (Eliezer Yudkowsky), от наполовину выполненного дела страданий будет меньше, чем в случае, если вы так и зависнете в прокрастинации.

Так почему мы продолжаем отправлять дела в долгий ящик? Потому что сложнее всего начать. Очень важно сформировать привычку действовать сразу и без лишних сомнений. Делайте, а не раздумывайте, получится у вас или нет. Просто начните, дальше будет легче.

Направьте всю свою энергию на создание ритуала, который поможет приступить к работе максимально быстро, и не беспокойтесь раньше времени о результатах.

3. Сделайте намерения предельно конкретными

Планировать когда-нибудь пойти в спортзал — бессмысленная затея. Если хотите что-то сделать, оговаривайте все условия: «Отправлюсь туда завтра в 18:00 и буду заниматься минимум полчаса».

Результаты сотен исследований говорят об одном: чем точнее намерение, тем больше у него шансов воплотиться в жизнь. И это касается абсолютно всего, от занятий спортом до прививок от гриппа. Учёные изучали поведение 3 272 сотрудников одной из компаний, которым необходимо было пройти вакцинацию. В основном прививку сделали те, кто сразу же назначил для этого мероприятия день и время.

Идея выглядит до смешного простой, но такой подход действительно работает: точность в формулировке планов и намерений повышает шансы на исполнение задуманного в два-три раза.

От акразии к энкратии

Мозг не любит ждать, ему нравится получать вознаграждение сразу же. Ничего не поделаешь, так устроено наше сознание. Порой нам приходится выбирать странные способы достижения целей, совсем как Гюго с его одеждой. Но оно того стоит — если, конечно, цель действительно важна для вас.

По Аристотелю противоположность акразии — энкратия. Акразия заставляет нас опускать руки и сдаваться на милость прокрастинации, энкратия же призывает взять под контроль свои мысли и действия.

Полная власть над собой — вот что это такое. Создавайте благоприятные условия, сокращайте промежуток от идеи до её реализации и делайте намерения предельно конкретными.

Наполните свою жизнь энкратией, а акразию гоните прочь.

Источник: https://headinsider.net/2016/02/14/pochemu-my-postupaem-vopreki-zdravomu-smyslu/

Волевая готовность ребенка к школе

Современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств.

1. Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению

К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам: уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать. Но этого, явно, мало.

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.

И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.

Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество.

Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.

2. Воля и её развитие у Вашего ребенка

Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие  качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. 

Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.

Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка.  Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия.

(отметьте галочкой соответствующую позицию)

«Анкета Сформированность волевых качеств личности».doc (61 Kb)

3. Как развивается воля у ребенка?

Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.

Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.

В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.

К З годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.

Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».

Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает.

Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми.

В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед:  он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком.  Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).

Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

4. Как развивать волевые качества у ребенка?

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Взрослый должен:

· Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

· Направлять, помогать в достижении цели;

· Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

· Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

· Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

О том, как развивать волевые качества дошкольника, написано немало статей и книг. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

· Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,

· Незнание или отсутствие правил поведения;

· Отсутствие единства методов воспитания;

· Утомление детей вследствие  длительных ожиданий чего-либо;

· Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия  воспитания дисциплинированности:

· Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

· Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

· Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

· Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

· Справедливое отношение взрослых к детям.

· Положительный пример взрослых, их авторитет.

· Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы  воспитания дисциплинированности:

· Упражнения (наглядный показ способов поведения)

· Воспитывающие ситуации

· Указания, напоминания

· Убеждение

· Положительный пример взрослых и сверстников

· Поощрения

· Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история»,  Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов,  проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.

Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…

Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.

Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. (Скачать некоторые корректурные пробы можно тут Корректурные пробы.doc (1271 K)).

Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.

Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Фото найдено в интернет: http://images.yandex.ru/

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/schooolers/4971.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.