Нервная система новорожденных: особенности развития

Содержание

Человек разумный

Нервная система новорожденных: особенности развития

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим.

Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие.

Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам. 

Начало 

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами.

С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц.

Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери.

Среди них раздражения кожи — контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее). 

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа: 

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного. 

Что такое безусловные рефлексы? 

Безусловные рефлексы новорожденного — это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения.

Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 — 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков.

Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии. 

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами). 

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог.

Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности. 

Первые умения 

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг.

Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки. 

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш.

Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны.

Но проходит месяц — и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств. 

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица.

К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни — насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь.

Это становится началом формирования положительных эмоций. 

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и.

наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание. 

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач. 

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери.

В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же — отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками.

Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу.

Все это — начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств. 

Первая улыбка 

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя.

В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо — малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка! 

Особенности нервной системы новорожденного 

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается. 

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов. 

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода.

После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения. 

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений — его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение. 

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно — удовлетворение насущной потребности в пище. 

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания.

Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц.

Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна.

С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание. 

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга.

Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода.

Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка. 

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/2843/chelovek-razumnyy

Нервная система новорожденных

Нервная система новорожденных

Почему-то молодые родители часто впадают в панику, когда вопрос касается их малыша, тем более, если возникают вопросы, связанные с невралгией. Многие не знают, какие рефлексы должны быть у ребенка, что такое тонус и какой он должен быть.

Сейчас мы постараемся разобраться в этом вопросе и успокоить Вас. Прежде всего, главное не волноваться! С хорошим доктором Вам ни чего не страшно. Первую проверку малыш проходит сразу после появления на свет. Врач неопатолог еще в роддоме проверяет нервную систему младенца.

А после того, как Вас выпишут из роддома осмотр состояния нервной системы производит уже врач невролог в детской поликлинике. Осмотр следует проходить в возрасте 1-н, 3-и, 6-ть и 12-ть месяцев.

Данные доктора дают оценку мышечному тонусу крохи, оценивают его психомоторное развитие и рефлексы. И так, о каждом пункте подробнее.

2. Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены.

Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится – это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) – это может означать, что мышечный тонус повышен.

Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Мышечный тонус разделяют на симметричный и несимметричный. Согласно физиологическим особенностям тела человека (в том числе и детей) каждая часть тела как левая, так и правая может быть развита не одинаково, соответственно и тонус на каждой части тела может отличаться.

Вам следует наблюдать за малышом, обращать внимание какой ручкой он тянется за погремушкой, или через какую сторону переворачивается на живот. Если у него есть «любимый бок» или «любимая ручка» обратите внимание специалиста при следующем визите в поликлинику.

Данный факт не является патологией, но понаблюдать нужно, а врач подскажет как правильно себя вести.

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.

3. Рефлексы? Какие они?

Ответная реакция организма на различные раздражения принято считать рефлексами. Если малыш здоров, он прекрасно реагирует на определенные действия. Например, он будет сжимать кулачок, если немного надавить на ладонь (так называемый хватательный рефлекс).

При выкладывании на животик, малыш будет поворачивать головку набок, и приподниматься (защитный рефлекс, который предохраняет малыша от удушья). При прикладывании к груди или кормлении из бутылочки малыш будет активно сосать соску или грудь мамы (сосательный рефлекс).

Существует также рефлекс опоры, это когда малыш опирается ножками о любую поверхность при вертикальном положении тела и рефлекс ползанья, когда малыш, в положении на животе, пытается ползти. За каждый из этих рефлексов отвечает определенный отдел нервной системы.

При отсутствии какой-либо реакции со стороны рефлексов, специалист может сделать определенные выводы, в т.ч. о наличии поражения нервной системы и степени тяжести нарушений.

Важно знать: По мере взросления Вашего малыша часть рефлексов начинает угасать. По тому, в какое время это происходит, специалист также может сделать выводы о наличии либо отсутствии нарушений со стороны нервной системы малыша.

4. Развитие малыша.

Главное помнить, что детки все разные, а это значит, что психомоторное развитие у каждого младенца проходит в индивидуальном темпе. Существуют возрастные нормы, по которым и определяют развитие малыша.

И бывает так, что один ребенок умеет немного больше чем другой, но при этом они оба соответствуют возрастным нормам.

Чтобы избежать ненужных переживаний ознакомьтесь с примерным списком навыков и умений здорового малыша.

Под конец первого месяца:

· Ваш малыш, в положении на спине, совершает хаотичные изолированные разгибания и сгибания ручек и ножек;

· Реагирует на источник света и следит за ним;

· Может фиксировать взгляд на знакомом лице родных;

· Старается наблюдать за предметами, которые медленно перемещаются и находятся на расстоянии 20-40 см от малыша;

· Может вздрагивать, услышав резкий звук или моргать при резком движении;

· Реагирует и прислушивается к мелодичному звону колокольчика.

Под конец второго месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, приподнимает головку;

· совершает беспорядочные изолированные разгибания и сгибания ручек;

· уже может устойчиво фиксировать свой взгляд на глазах взрослого;

· отдает предпочтение контрастным несложным фигурам, таким как круги, полосы черно-белых цветов и пр.;

· фокусирует взгляд на новых предметах и лицах;

· реагирует на новые предметы, которые появляются в поле зрения малыша;

· прислушивается к голосам людей и звукам игрушек;

· реагирует улыбкой на чей-то голос.

Под конец третьего месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, может поднимать головку на 45 градусов по средней линии и некоторое время удерживать ее. А в положении на спине также удерживает головку по средней линии;

· Пытается поднести к своему рту ручки;

· Старается захватить предмет, который попадает в ладони малыша. Может сжимать и разжимать пальцы при попадании в руки бумаги, ткани и т.п.;

· Внимательно наблюдает за движениями своих ручек, а также любыми предметами, находящимися на расстоянии не более 80 см;

· Реагирует улыбкой на знакомые лица и предметы;

· Будет прислушиваться к незнакомым звукам и уже различает голоса родных и близких, особенно мамы;

· Издает собственные звуки в ответ на стимуляцию звуками.

К сроку 6 месяцев:

· Отлично переворачивается и может перекладывать предметы из одной ручки в другую;

· Захват игрушки или любого предмета производит всей ладонью;

· Может громко смеяться и произносить повторяющиеся слоги;

· Пытается пить из ложки и из чашки;

· При помощи родителей старается сесть и пробует ползти, находясь на животике.

К возрасту 12 месяцев:

· Ваш малыш уже уверено стоит самостоятельно около минуты и даже больше. А с поддержкой может шагать;

· Самостоятельно ползает;

· Пытается рисовать, держа карандаш в руке;

· Произносит несложные слова, такие как «мама», «папа», «дай» и т.п.;

· Может выполнять простые просьбы такие как «иди ко мне», «стой», «кушай» и т.п. И отлично реагирует на слово «нельзя»;

· Пытается самостоятельно снять носочки.

Важно знать: Если Вы обнаружили, что Ваш малыш в психомоторном развитии ощутимо отстает от своих сверстников, запишитесь на внеплановый осмотр к неврологу и расскажите о своих опасениях.

5. Требуется проверить.

Нервной системе малыша присуща такая способность как восстановление, данная система очень пластична. Случается, что при выявлении у малыша неблагоприятных симптомов в первые сутки жизни, в дальнейшем доктор не может их выявить.

А бывает и так, что неподходящие условия при осмотре могут непосредственно повлиять на выявление нарушений со стороны рефлексов или провоцируют тонус. Все это говорит о том, что опираться на результаты одного исследования не стоит.

А если речь идет о каком-то серьезном неврологическом заболевании, то постановка такого диагноза должна проводиться только после нескольких визитов к специалисту и после ряда инструментальных обследований. К таким обследованиям относятся:

· УЗИ головного мозга. Это обследование позволяет сделать оценку строению мозга ребенка, а также обнаружить определенные проблемы в строении. Новорожденным УЗИ делают через родничок на головке.

· ЭЭГ (электроэнцефалография). Это обследование регистрирует электрическую активность головного мозга малыша. В основном проводят ее при диагностики эпилепсий и судорог у ребенка.

· КТ (компьютерная томография) головного мозга. Другими слова это ряд послойных рентгеновских снимков, благодаря которым можно выявить дефекты в головном мозге ребенка. Даже те, которые глубоко спрятаны.

· МРТ (магнитно-резонансная томография). Относится к не рентгеновским методам исследования. Это обследование позволяет подробно изучить структуру и функции центральной нервной системы малыша.

6. Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД.

Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе — внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление).

Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п.

Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям – до 28 дня).

Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции.

Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом.

Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно.

В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

7. И что же делать?

Если вдруг при осмотре у невролога у Вашего малыша обнаружили какие-либо нарушения со стороны нервной системы – не переживайте! Дети имеют отличный запас прочности. В такой ситуации основным будет правильно оценить возникшую проблему и начать ее решать нацеленным на положительный результат.

В некоторых ситуациях сильное переживание проблемы является таким же пагубным как полное игнорирование ситуации. Помочь развеять все страхи помогут регулярные осмотры у хорошего специалиста.

Такие явления у малышей как гиперактивность, слишком быстро или медленно зарастающий родничок, дрожание конечностей и подбородка во время плача, метеочувствительность, незначительные изменения тонуса мышц в ходе нормального психомоторного развития, приподымание на цыпочки при вертикальном положении тела, наличие «мраморного» узора на коже малыша, постоянно влажные или прохладные ладони и стопы являются следствием незрелости нервной системы и, как правило, со временем проходят сами. Специального лечения такие явления не требуют, от Вас требуется регулярно показывать своего карапуза хорошему специалисту.

Публикация: 2011-12-09 21:37:34

Источник: http://zdorovye-mam.ru/odni-nervy

Методика исследования нервной системы у детей

Методика исследования нервной системы у детей

Нервная система регулирует жизнедеятельность организма, обеспечивает координированную деятельность органов и систем. Кроме того, мозг является местом формирования эмоций, чувств, интеллекта.

Знание возрастных особенностей нервной системы необходимо для адекватной оценки общего состояния ребенка и его нервно-психического развития.

Своевременное обеспечение условий для формирования умственного развития закладывает основу для гармоничного развития личности в дальнейшем.

Проводя клиническое обследование ребенка, нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

1. При изучении анамнеза определить факторы, влияющие на формирование нервной системы внутриутробно, интранатально, в первые месяцы и годы жизни ребенка.

2. Проанализировать сроки развития статических и моторных функций, условно-рефлекторной деятельности, языка; для старших детей — данные о поведении в семье и школе, успеваемость.

3. При осмотре оценить поведение ребенка, его реакцию, настроение, выражение лица, координацию движений, походку, мышечный тонус.

4. При обследовании определить состояние родничков и швов черепа (для детей 1-го года жизни), кожной чувствительности, периферических нервов, мышц; кожных рефлексов, рефлексов со слизистых оболочек и сухожилий с учетом особенностей развития нервной системы детей разного возраста, дермографизма.

5. Назначить план обследования (по показаниям): определить уровень электролитов в сыворотке крови, провести нейросонографию, электроэнцефалографию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию и тому подобное.

6. Оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Транзиторно Рудиментарные РЕФЛЕКСЫ

Транзиторные рудиментарные рефлексы отражают уровень развития двигательных анализаторов и с возрастом исчезают.

У детей 1-го года жизни состояние нервной системы отражают безусловные рефлексы, которые объединяют оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелоенцефальни позотонични рефлексы и мезенцефально учредительные автоматизмы.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс — если положить в рот соску, возникнут активные сосательные движения (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Поисковый (Куссмауля) рефлекс — при поглаживании кожи в области угла рта, не касаясь губ, происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (рефлекс физиологический до 1-летнего возраста).

Хоботковый рефлекс-при постукивании пальцем по губам происходит вытяжение губ хоботком (рефлекс физиологический до 2 мес жизни).

Рефлекс ВАБКО и о (ладонно-ротовой) — при нажатии на подушечки большого пальца открывается рот и сгибается голова (рефлекс физиологический до 3 мес жизни).

Спинальные сегментарные автоматизмы

Хватательный (Робинсона) рефлекс — ребенок хватает и крепко держит предмет при касании им поверхности ладони. При этом иногда удается поднять ребенка над опорой.

Подошвенный рефлекс — при нажатии в области основания II-III пальцев подошвы происходит подошвенный сгибание пальцев (рефлекс физиологический до 2-4 мес жизни).

Рефлекс Моро (охватывающий):

а) ребенка, находящегося на руках врача, резко опускают на 20 см, затем поднимают до исходного уровня;

б) быстрым движением разгибают нижние конечности;

в) легонько стучат по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см по обе стороны от головы.

Ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, затем возвращает руки в исходное положение (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс опоры — ребенка надо взять под мышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову. Поднятая ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущена на опору, она опирается на нее всей стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище (рефлекс физиологический до 2 мес жизни).

Рефлекс автоматической ходьбы — когда ребенка, находящегося в позе опоры, слегка наклонить вперед, она «шагает» по поверхности, не сопровождая эти действия движением рук.

Рефлекс ползания (Бауэра) — ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В такой позе ребенок поднимает голову и осуществляет ползающие движения. Если подошвы подставить ладони, то движения активизируются, к «ползания» подключаются руки (рефлекс физиологический до 4-месячного возраста).

Рефлекс Таланта — если у ребенка, который лежит на боку, провести большим и указательным пальцами по паравертебральных линиях от шеи к ягодицам, ребенок выгибается дугой (рефлекс физиологический до 4 мес жизни).

Рефлекс Переса — в положении ребенка лежа на животе проводят пальцем по остистым отросткам от копчика до шеи. Это вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, поднятие головы, таза, а иногда мочеиспускание и дефекацию. Этот рефлекс болезненный, поэтому его исследуют последним (физиологический до 4-месячного возраста).

Миелоенцефальни позотонични рефлексы

Лабиринтный тонический рефлекс — проявляется легким напряжением мышц — сгибателей верхних и нижних конечностей, если ребенок лежит на животе; легким напряжением мышц-разгибатели в при переворачивании на спину (рефлекс физиологический до 1 мес жизни).

Симметричный шейный тонический рефлекс — при пассивном сгибании головы у новорожденного ребенка, который лежит на спине, происходит повышение тонуса мышц — сгибателей рук и мышц — разгибателей ног. При разгибании головы — наоборот (у здоровых новорожденных этот рефлекс выражен слабо, исчезает к 2 мес жизни).

Асимметричный шейный тонический рефлекс — голову ребенка, который лежит на спине, поворачивают так, чтобы подбородок касался плеча. При этом снижается тонус конечностей, к которым обращено лицо. Иногда они разгибаются на короткое время, и повышается тонус противоположных конечностей (рефлекс физиологический до 2-3 мес жизни).

Мезенцефально учредительные автоматизмы

Лабиринтный установочный рефлекс — у новорожденных отсутствует или очень слабо выражен. На 1-й неделе ребенок пытается поднять и удержать голову. На 2-м месяце рефлекс хорошо выражен.

Простые шейные и туловищной учредительные рефлексы — поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а поочередно: сначала возвращается грудной отдел, затем тазовый. Эти рефлексы появляются у новорожденного и до б-7-месячного возраста исчезают.

Анатомически-физиологические особенности нервной системы у детей раннего возраста

Головной мозг:

— Пирамидные клетки не имеют свойственной им формы, в них отсутствует пигмент;

— Недоразвитость дендритов в нервных клетках;

— Центры коры не сформированы, кора приобретает цитоархитектоники, присущей взрослым, до 1-2-летнего возраста;

— У новорожденных полушария развиты слабо; сформированы лишь основные борозды, которые имеют малую высоту и глубину, при рождении височная доля развита лучше;

— Мозговая ткань очень богата на воду, легко развиваются отеки;

— Серое вещество плохо дифференцирована от белой.

Спинной мозг:

— Более зрелый, чем главный, с возрастом увеличивается только количество нервных клеток;

— Относительно длинный;

— Полностью заполняет спинной канал до 5-го месяца внутри-утробного развития.

Периферические нервы:

— Мало миелинизированных волокон (первыми миелинизуються афферентные волокна, затем эфферентные);

— Внутричерепные нервы миелинизуються до 3-месячного возраста;

— Большинство периферических нервов миелинизуються в возрасте до 3 лет, канатики белого вещества — до 4-7 лет.

Анализаторы:

— Зрительный — до 2-3 месячного возраста наблюдается физиологическая светобоязнь, физиологический нистагм, физиологическая дальнозоркость, большая широта аккомодации; с 6 месячного возраста ребенок различает цвета;

— Слуховой — восприятие звуков у новорожденных снижена, поскольку барабанная полость заполнена воздухом; с 2-месячного возраста ребенок дифференцирует звуки; с 7-8 мес жизни происходит координация слухового и зрительного анализаторов;

— Обонятельный — у новорожденных снижен порог чувствительности, воспринимает только сильные запахи; начиная с 4-месячного возраста ребенок дифференцирует несколько запахов;

— Вкусовой — у новорожденных шире рецепторное поле и высший порог чувствительности; с 3 мес жизни ребенок дифференцирует несколько вкусовых ощущений; тонкие вкусовые ощущения совершенствуются в младшем школьном возрасте.

Чувствительность:

— Тактильная — определяется с 7-го месяца внутриутробного периода, лучше развита на лице, подошвах, кистях;

— Температурная — высший порог чувствительности; ребенок лучше воспринимает холод;

— Болевая — развита слабо; формируется до 6-го дня после рождения, имеет самый порог;

— Глубокая (вибрационная, мышечно-суставная чувствительность, чувство давления, веса) — формируется до 2 лет жизни.

Вегетативная нервная система:

— Оба отдела функционируют с момента рождения;

— В крови новорожденных преобладает норадреналин;

— С возрастом происходит переход от генерализованных вегетативных реакций до локальных, специализированных реакций;

— С 3 — до 7-месячного возраста преобладает парасимпатическая нервная система.

Сроки развития моторики у детей грудного возраста

Действия Средний срок Колебания
Улыбка 5 нед 3-6 нед
Гуление 7тиж 4-11 нед
Держания головы 3 мес 2-4 мес
Направленные движения рукой 4 мес 2,5-5,5 мес
Перевороты со спины на живот 5 мес 3,5-6,5 мес
Сиденья 6 мес 4,5-8 мес
Ползания 7 мес 5-9 мес
Вставание 9 мес 6-11 мес
Шествие с поддержкой 9,5 мес 6,5-12,5 мес
Стояния 10,5 мес 8-13 мес
Самостоятельное хождение 11,5 мес 9-14 мес
Произнесение слов 10 мес 8,5-11,5 мес

Особенности спинномозговой жидкости у детей

Показатели Возраст детей
До 14-го дня 14 марта-го днядо 3-месячного возраста 4-6 мес Старше чем 6 мес
Цвет и прозрачность Часто ксантохромна, прозрачная Бесцветная, прозрачная Бесцветная, прозрачная Бесцветная, прозрачная
Белок, г / л 0,4-0,8 0,2-0,5 0,18-0,36 0,16-0,24
Цитоз в 1 мкл 3/3-30/3

Источник: https://nmedicine.net/metodika-issledovaniya-nervnoj-sistemy-u-detej/

Поражение ЦНС у новорожденных: причины, симптомы, методы лечения, последствия

Новорожденный ребенок имеет еще не до конца сформированные органы и системы, и для окончания формирования требуется некоторое время. Именно в процессе роста малыша также формируется и созревает его ЦНС. Нервная система грудничка помогает регулировать нормальное существование его в мире.

В некоторых случаях может диагностироваться поражение ЦНС новорожденных, которое встречается в последнее время достаточно часто. Угнетение нервной системы может спровоцировать серьезные последствия и оставить ребенка инвалидом.

Особенность строения нервной системы новорожденного

Грудной ребенок отличается от взрослого не только внешними расхождениями, но и строением своего организма, так как все системы и органы не до конца сформированы.

В период формирования мозга у ребенка ярко выражены безусловные рефлексы. Сразу же после рождения повышается уровень веществ, регулирующих гормоны, отвечающие за функционирование пищеварительной системы.

В то же самое время все рецепторы развиты уже достаточно хорошо.

Причины и последствия поражения ЦНС новорожденных могут быть самыми различными. Основными факторами, провоцирующими нарушение функционирования нервной системы, являются:

  • недостаток кислорода, или гипоксия;
  • родовые травмы;
  • нарушение нормального обмена веществ;
  • инфекционные болезни, которые перенесла будущая мать во время беременности.

Недостаток кислорода, или гипоксия, возникает в случае работы беременной женщины на вредном производстве, при инфекционных болезнях, при курении, предыдущих абортах. Все это нарушает общее кровообращение, а также насыщение крови кислородом, а плод получает кислород вместе с кровью матери.

Одним из факторов, приводящих к поражению нервной системы, считаются родовые травмы, так как любое травмирование может спровоцировать нарушение созревания и последующего развития ЦНС.

Нарушение нормального обмена веществ происходит по тем же причинам, что и недостаток воздуха. К дисметаболическим нарушениям приводит также наркозависимость и алкоголизм будущей матери. Кроме того, влиять на нервную систему может прием медикаментозных сильнодействующих препаратов.

Критичными для плода могут быть инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью при вынашивании ребенка. Среди таких инфекций нужно выделить герпес и краснуху. Кроме того, совершенно любые патогенные микробы и бактерии могут спровоцировать необратимые негативные процессы в организме ребенка. В основном проблемы с нервной системой возникают у недоношенных детей.

Периоды протекания патологий ЦНС

Синдром поражения и угнетения нервной системы объединяет в себе несколько патологических состояний, возникающих в период внутриутробного развития, во время родовой деятельности, а также в первые часы жизни грудничка. Несмотря на наличие множества предрасполагающих факторов, в течение болезни выделяют всего лишь 3 периода, а именно:

  • острый;
  • восстановительный;
  • исход болезни.

В каждом периоде поражение ЦНС у новорожденных имеет различные клинические проявления. Помимо этого, у детей может наблюдаться сочетание нескольких различных синдромов. Выраженность каждого протекающего синдрома позволяет определить степень тяжести повреждений нервной системы.

Острое течение болезни

Острый период продолжается на протяжении месяца. Протекание его напрямую зависит от степени повреждений. При легкой форме поражения наблюдается вздрагивание, повышенная возбудимость нервных рефлексов, дрожание подбородка, резкие неконтролируемые движения конечностей, нарушения сна. Ребенок может очень часто плакать без видимых причин.

При средней степени тяжести наблюдается снижение двигательной активности и тонуса мышц, ослабление рефлексов, преимущественно сосания. Это состояние малыша обязательно должно насторожить.

К концу первого месяца жизни имеющиеся признаки могут смениться гипервозбудимостью, почти прозрачным цветом кожи, частыми срыгиваниями и метеоризмом.

Зачастую ребенку ставят диагноз – гидроцефальный синдром, характеризующийся быстрым увеличением окружности головы, повышением давления, выпуклостью родничка, странными движениями глаз.

При самой тяжелой степени обычно наступает кома. Такое осложнение требует пребывания ребенка в больнице под наблюдением доктора.

Реабилитационный период

Поражение ЦНС у новорожденных во время протекания периода восстановления имеет синдромы:

  • повышенной возбудимости;
  • эпилептический;
  • двигательных нарушений;
  • задержки развития психики.

При продолжительном нарушении тонуса мышц зачастую возникают задержки развития психики и наличие нарушений двигательных функций, которые характеризуется непроизвольными движениями, спровоцированными сокращением мышц туловища, лица, конечностей, глаз. Это препятствует совершению нормальных целенаправленных движений ребенка.

При задержке развития психики грудничок начинает гораздо позже удерживать самостоятельно голову, сидеть, ходить, ползать. Также у него недостаточно хорошая мимика, сниженный интерес к игрушкам, слабый крик, задержка появления лепета и гуления. Такие задержки развития психики ребенка обязательно должны насторожить родителей.

Результат болезни

Примерно к году становится очевидным поражение ЦНС у новорожденных, хотя основные симптомы болезни постепенно уходят. Результатом протекания патологии становится:

  • задержка развития;
  • гиперактивность;
  • цереброастенический синдром;
  • эпилепсия.

В результате этого может быть детский церебральный паралич и инвалидность ребенка.

Перинатальное поражение ЦНС

Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных – собирательное понятие, подразумевающее под собой нарушение функционирования мозга. Подобные нарушения наблюдаются в антенатальный, интранатальный и неонатальный период.

Антенатальный начинается с 28-й недели внутриутробного развития и заканчивается после рождения. Интранатальный включает в себя период родов, начиная от начала протекания родовой деятельности и до момента рождения ребенка. Неонатальный период наступает после рождения и характеризуется адаптацией грудничка к условиям внешней среды.

Основной причиной, по которой возникает перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, является гипоксия, которая развивается при неблагополучном протекании беременности, родовых травмах, асфиксии, инфекционных болезнях плода.

Причиной поражения мозга считаются внутриутробные инфекции, а также родовые травмы. Кроме того, может быть поражение спинного мозга, возникающее при травмах во время родов.

Симптомы во многом зависят от периода протекания болезни и степени тяжести поражения. В первый месяц после рождения ребенка наблюдается острый период протекания болезни, характеризующийся угнетением нервной системы, а также гипервозбудимостью. Постепенно нормализуется тонус мышц. Степень восстановления во многом зависит от степени поражения.

Диагностируется болезнь еще в роддоме доктором-неонатологом. Специалист проводит комплексный осмотр малыша и на основании имеющихся признаков ставит диагноз. После выписки из родильного дома ребенок находится под наблюдением невролога. Для постановки более точного диагноза проводится аппаратное обследование.

Лечение должно проводиться с первых часов после рождения ребенка и постановки диагноза. При острой форме терапия проводится строго в условиях стационара под постоянным контролем доктора. Если болезнь имеет легкое течение, то лечение можно проводить в домашних условиях под наблюдением невролога.

Восстановительный период осуществляется комплексно, и при этом вместе с медикаментозными препаратами применяются физиотерапевтические методы, такие как лечебная физкультура, плавание, мануальная терапия, массажи, логопедические занятия. Основной целью таких методов является коррекция психического и физического развития в соответствии с возрастными изменениями.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Так как зачастую именно гипоксия провоцирует поражение нервной системы, то каждая будущая мама должна знать, что приводит к гипоксии и как этого можно избежать. Многие родители интересуются, что это такое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных. Выраженность основных признаков болезни во многом зависит от продолжительности гипоксии ребенка во внутриутробном периоде.

Если гипоксия кратковременная, то нарушения не настолько серьезные, более опасно кислородное голодание, продолжающееся на протяжении длительного времени. В таком случае, могут произойти функциональные нарушения мозга или даже гибель нервных клеток.

Для предотвращения расстройства нервной системы у грудничка женщина во время вынашивания ребенка должна очень внимательно относиться к состоянию своего здоровья. При подозрении на наличие болезней, провоцирующих гипоксию плода, нужно сразу же обратиться к доктору для проведения лечения.

Зная, что это такое — гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных, и каковы признаки болезни, можно предотвратить возникновение патологии при проведении своевременного лечения.

Формы и симптомы протекания болезни

Поражение ЦНС у новорожденных может протекать в нескольких различных формах, а именно:

Легкая форма характеризуется тем, что в первые дни жизни ребенка может наблюдаться чрезмерная возбудимость нервных рефлексов, слабый тонус мышц. Может появляться скользящее косоглазие или неправильное, блуждающее движение глазных яблок. Через некоторое время может наблюдаться дрожь подбородка и конечностей, а также беспокойные движения.

Средняя форма имеет такие симптомы, как отсутствие эмоций у ребенка, плохой мышечный тонус, паралич. Могут наблюдаться судороги, чрезмерная чувствительность, непроизвольное движение глаз.

Тяжелая форма характеризуется серьезными нарушениями нервной системы с постепенным ее угнетением. Это появляется в виде судорог, почечной недостаточности, нарушениях деятельности кишечника, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Диагностика

Так как последствия поражения центральной нервной системы могут быть достаточно опасными, поэтому важно своевременно диагностировать нарушения. Больные дети в основном ведут себя нехарактерно для новорожденных, именно поэтому при появлении первых симптомов болезни обязательно нужно обратиться к доктору для проведения обследования и последующего лечения.

Изначально доктор проводит осмотр новорожденного, однако этого зачастую недостаточно. При малейшем подозрении на наличие патологии доктор назначает проведение компьютерной томографии, ультразвуковую диагностику, а также рентген. Благодаря комплексной диагностике можно своевременно выявить проблему и провести лечение с применением современных средств.

Проведение лечения поражения ЦНС

Некоторые патологические процессы, протекающие в организме грудничка, в запущенной стадии могут быть необратимыми, поэтому требуют принятия неотложных мер и своевременной терапии. Лечение новорожденных должно проводиться в первые месяцы их жизни, так как в этот период организм грудничка способен полностью восстановить нарушенные функции мозга.

Отклонения в работе ЦНС корректируются при помощи медикаментозной терапии. В ее состав включены препараты, способствующие улучшению питания нервных клеток. В ходе проведения терапии применяются препараты, стимулирующие кровообращение. С помощью медикаментозных препаратов можно снизить или повысить мышечный тонус.

Чтобы больные дети смогли быстрее восстановиться, в комплексе с медикаментозными препаратами применяется остеопатическая терапия и физиотерапевтические процедуры. Для проведения курса реабилитации показан массаж, электрофорез, рефлексотерапия и многие другие методики.

После стабилизации состояния ребенка разрабатывается индивидуальная программа проведения поддерживающей комплексной терапии и осуществляется регулярное наблюдение за состоянием малыша. На протяжении года анализируется динамика состояния ребенка, подбираются другие методики терапии, способствующие скорейшему восстановлению и развитию требуемых умений, навыков и рефлексов.

Профилактика поражения ЦНС

Чтобы не допустить возникновения тяжелой и опасной болезни, нужно проводить профилактику поражений ЦНС грудничка. Для этого доктора рекомендуют планировать беременность заранее, своевременно проходить требуемые обследования и отказаться от вредных привычек. При надобности проводится противовирусная терапия, делаются все необходимые прививки, а также нормализуется гормональный фон.

Если же поражение ЦНС грудничка все же произошло, то важно оказать помощь новорожденному с первых часов его жизни и проводить постоянный контроль за состоянием малыша.

Последствия поражения ЦНС

Последствия и осложнения поражения ЦНС у новорожденного ребенка могут быть очень серьезными, опасными для здоровья и жизни, и выражаются они в виде:

  • тяжелых форм психического развития;
  • тяжелых форм моторного развития, ДЦП;
  • эпилепсии;
  • неврологического дефицита.

Своевременное выявление заболевания и грамотно проведенная терапия помогут избавиться от серьезных проблем со здоровьем и не допустить возникновения осложнений.

Источник: http://fb.ru/article/318046/porajenie-tsns-u-novorojdennyih-prichinyi-simptomyi-metodyi-lecheniya-posledstviya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.