Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Содержание

Календарь психомоторного развития ребенка (от двух до трех лет)

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Для педиатров и родителей очень важна возможность объективно оценить уровень психомоторного развития ребенка.

Для этого эксперты ВОЗ регулярно выпускают специальные календари психомоторного развития ребенка для разных возрастов, составленные на основе обследования большой выборки детей из благополучных семей.

Сравнение индивидуальных показателей психосоматического развития с календарем развития ребенка дает возможность своевременно выявить у ребенка отклонения, которые нуждаются в коррекции.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Развитие ребенка всегда носит индивидуальный характер. Нижеприведенный календарь развития ребенка отражает лишь статистические закономерности развития интеллектуальных, сенсорных и моторных характеристик для детей от двух до трех лет.

У конкретного ребенка часть показателей психомоторного развития может опережать те, что приведены в календаре, а часть немного отставать от них.

Кроме того, следует учитывать, что проявление коммуникативных и сенсорных навыков сильно зависит от психоэмоционального состояния ребенка (его определяет время суток, окружение и т.д.).

Поэтому, для корректной оценки психомоторного развития ребенка нужно оценивать динамику развития комплекса различных навыков в течение полугода и более.

Лишь в том случае, когда развитие одного или нескольких навыков у ребенка отстает на полгода и более от уровня психомоторного развития ребенка, описанного в календаре, это должно стать поводом для беспокойства.

Не стоит забывать и о том, что развитие ребенка во многом зависит от того, насколько много внимания родители уделяют развивающим играм с ребенком. Так, существуют специальные методики раннего развития детей, направленные на интенсивное развитие интеллекта, а также моторных и коммуникативных навыков.

Календарь психомоторного развития ребенка от 2-х до 3-х лет

Календарь развития ребенка: возрастной интервал Календарь развития ребенка: активность речи, грамматика Календарь развития ребенка: активность речи, вопросы Календарь развития ребенка: сенсорное развитие Календарь развития ребенка: игра Календарь развития ребенка: движения Календарь развития ребенка: бытовые навыки Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение
2 года — 2 года 6 мес. Говорит сложными предложе-ниями, состоящими более чем из трех слов. Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где», «куда», «откуда» и т.д. Составляет сложные геометрические фигуры (состоящие из нескольких простых – к примеру, из двух треугольников складывает квадрат). Игра носит сюжетный характер. Ребенок в игре отражает взаимосвязь и последователь-ность действий из окружающей жизни («лошадка скачет», «кукла кушает» и т.д.). Переступает без поддержки через палку или препятствие высотой до 15 см. Может самостоятель-но одеть большую часть одежды. Аккуратно ест любую пищу. Знает названия частей тела (голова, глаза, нос). Может сообщить о своем состоянии («болит живот» и т.д.).
2 года 6 мес. — 3 года Начинает употреблять сложноподчиненные предложения. Использует в речи притяжатель-ные местоимения: «мое», «твое». Появляются вопросы, относящиеся ко времени действия и побудитель-ным причинам: «почему», «когда». Называет основные цвета, имеет представление о составлении дополнительных цветов путем смешения основных. Появляются элементы ролевой игры. Вводит в игру вместо себя игрушку. Появляются сложные сюжетные перестройки. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. Может играть со сверстниками без участия взрослых. Переступает без поддержки через палку или препятствие высотой до 20см. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Умеет пользоваться салфеткой. Имеет четкое представление о половой принадлежно-сти. Появляются первые признаки дифференци-рования поведения по половому признаку (девочка должна быть красивой, мальчик должен быть сильным и т.д.).

Список глистов кошек, которые могут паразитировать и у человека, достаточно обширен. В него входит почти сотня видов паразитирующих у кошек глистов.

Читать далее

Обычно для лечения аскаридоза предлагают три типа народных средств: перемолотые тыквенные семечки, настоянные на спирте, чеснок, настоянный на молоке, и сок чистотела.

Читать далее

Каждая мама пристально рассматривает своего новорожденного ребенка и практически каждая находит повод для волнений. И кожа у младенца шелушится, и на носу прыщики, и опрелости в первый же день появились.

Читать далее

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно.

Читать далее

Знание норм веса и роста ребенка очень важно для родителей малыша.

Читать далее

Функциональные расстройства пищеварения, часто встречаются у грудничков. Метеоризм – одна из таких проблем, которая заключается в повышенном газообразовании в кишечнике, при котором отмечается чувство распирания, урчание в животе…

Читать далее

6 месяцев — первый серьезный рубеж, который проходит ребенок. В этом возрасте малыш начинает по-другому смотреть на мир вокруг себя, делает новые открытия.

Читать далее

Новорожденные дети нуждаются не только в правильном уходе и своевременном кормлении; для правильного развития им необходимо движение и стимуляция мышц.

Читать далее

Источник: https://zdravoe.com/127/p4072/index.html

Психомоторное развитие ребенка: особенности, этапы и рекомендации

Любимый, долгожданный ребенок для родителей — не только радость, но и ответственность.

Ведь до тех пор, пока малыш не в состоянии самостоятельно передвигаться, делать выбор, разговаривать, именно мама с папой становятся его опорой и стимулом для развития.

Какую информацию необходимо знать взрослым о психомоторном развитии ребенка, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на возникшие трудности?

Как определить нормальное развитие младенца

Важность периода внутриутробного развития и появления на свет велика. К моменту рождения многие системы и органы находятся в состоянии развития, и до функциональной зрелости еще очень далеко. Для выживания ребенка в новой (агрессивной) среде необходимо обеспечить соответствующий уход и условия.

Адаптация ребенка к окружающей среде и его физиологическая сформированность оцениваются в первые минуты появления на свет по шкале Апгар (названа по фамилии врача, создавшего ее). Замеры проводятся на первой, пятой и десятой минутах жизни. Если показатели изменяются в сторону увеличения, констатируется факт хорошей адаптации малыша к окружающей обстановке.

В таблице отражено пять показателей жизнеспособности организма новорожденного: цвет кожи, сердцебиение, рефлексы, дыхание, мышечный тонус. Оценка от семи до десяти баллов подразумевает хорошее, своевременное психомоторное развитие ребенка в будущем.

Если оценка после первого и второго замера осталась на низком уровне, врачи диагностируют нарушенное развитие и назначают соответствующее медицинское сопровождение.

Этап появления на свет ребенка влияет на формирование всей последующей жизни человека, поэтому недооценивать его нельзя.

Что включает в себя термин «психомоторное развитие»

Созревание нервной системы и центров головного мозга у детей проходит от рождения до семи лет. Окончательное физиологическое формирование завершается к юности. В связи с этим отмечается гетерохронность развития психического и физического развития.

В педагогике и психологии фраза «психомоторное развитие» подразумевает своевременное формирование таких характеристик, как моторика, статическая работа мышц, сенсорные ощущения, мышление, речь, социальная адаптированность.

Для составления достоверной картины актуального развития ребенка сравнивают его показатели с достижениями нормально развивающегося одногодки. Шкалы нормативного психомоторного развития для каждого периода жизни ребенка разработаны на основе многолетних наблюдений врачей и педагогов, основаны на практических исследованиях.

Однако очень часто слова специалиста о несоответствии развития малыша нормативному минимуму разбиваются о стену непонимания и протеста родителей.

Почему важно следить за психомоторным развитием ребенка и вовремя коррегировать его:

  • дети, способности и умения которых формируются вовремя (по шкале), стопроцентно успешно справляются с обучением, имеют хорошую базу для становления самодостаточной личности, хорошо адаптируются в социальной среде;
  • если отклонение в психомоторном развитии происходит по всем параметрам в сторону уменьшения, то в данной ситуации для выравнивания процессов необходима помощь специалистов (часто узкопрофильных), сами родители с такой проблемой справиться не в состоянии;
  • в случае если способности и умения малыша опережают возрастную норму, также не стоит расслабляться, ведь с талантливыми детьми работать нужно с учетом их индивидуальных особенностей.

Периодизация развития ребенка

Наступление кризисных периодов в детстве имеет прямую корреляцию с формированием новых умений, навыков, созреванием нервной системы и отделов головного мозга. Одним словом, это скачкообразная перестройка организма, которая и вызывает у малыша определенный «дискомфорт», и не только у него. Родителям приходится переживать вместе с детьми шесть этапов взросления:

  • новорожденность (адаптация к среде обитания);
  • кризис одного года (связан со сменой положения в пространстве, началом хождения);
  • кризис трех лет (условно этот период может начаться с полутора до трех лет, связан с выделением ребенком своего «Я»);
  • кризис семи лет (начинается с шести и может проявляться до восьмилетнего возраста, связан с формированием словесно-логического мышления);
  • кризис пубертатного периода (с одиннадцати до пятнадцати лет, имеет физиологическую основу);
  • кризис юности (наступает с пятнадцати и может длиться до восемнадцати лет, связан с формированием личности).

Прослеживается закономерность: чем лучше готовы родители к проявлению новых навыков у детей, тем благополучнее протекают кризисные этапы для воспитанников. Конечно же, нельзя забывать, что мальчики и девочки формируются и развиваются «на разных скоростях» благодаря отличию физиологической природы.

Шкала нормативного физического и психомоторного развития детей учитывает все особенности формирования ребенка. В большинстве случаев достаточно вовремя уделить немного внимания формированию того или иного навыка, не упуская сенситивного периода, и малыш даже не вспомнит, что сталкивался с какими-то проблемами.

Если же у малютки наблюдается системная задержка психомоторного развития, то полумерами положение не исправить. Обычно такая картина наблюдается при серьезном нарушении формирования органических процессов, следовательно, выровнять развитие ребенка без помощи специалистов практически невозможно.

Формирование личности ребенка до трех лет

Для простоты использования шкалы нормального развития малыша ее размещают практически во всех «Дневниках развития ребенка». Существуют разные виды, формы и издания этого пособия, но суть неизменна: помощь родителям.

Общение, речь, мышление и самообслуживание также формируются на протяжении длительного времени и имеют свои возрастные вехи.

Психомоторное развитие до года проходит очень активно, подготавливая организм ребенка к прямохождению. К трехлетнему возрасту малыш уже готов к коммуникации с окружающими людьми.

В случае задержки психомоторного развития такой эффект, в зависимости от тяжести нарушения, наблюдается в возрасте 4-5 лет.

Личностные особенности дошкольника

С 3 до 7 лет дети активно осваивают пространство через подвижные игры, разные виды деятельности и спорта. Самостоятельное передвижение дает возможность изучать пространство и предметы окружающего мира.

Стоит отметить, что уровень психомоторного развития дошкольников зависит не только от способностей детей, но и от желания взрослого обучать ребят. Навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в это время, носят больше социальный характер и зависят от правильного научения.

Роль взрослого в формировании личности ребенка только возрастает.

В повседневной жизни ребенок становится более самостоятельным, усваивает навыки самообслуживания (умывается, одевается, убирает за собой, правильно ест). При помощи взрослых осваивает и научается независимому выполнению многих физических упражнений (ездит на двухколесном велосипеде, играет в теннис и другие подвижные игры, требующие координации движений).

Научается различать основные сенсорные эталоны (форма, цвет, фактура, объем и т.д.), овладевает графическими навыками.

При условии нормы развития к семи годам ребенок овладевает образной стороной высказывания (не только понимает образное сравнение, но и применяет самостоятельно), умеет правильно артикулировать все звуки родной речи и интонационно выстраивать высказывание.

Что значит готовность к школе

Успешно пройдя период «почемучки» и «фантазера», ребенок готовится к поступлению в школу.

С целью изучения особенностей психомоторного развития детей психологи и логопеды проводят тесты, по результатам которых рекомендуют поступление в первый класс или другие варианты обучения.

К сожалению, родители редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, надеясь на «авось перерастет», «впереди целое лето, повзрослеет» и т.д.

Одно дело, если у малыша выпадают 1-2 функции, которые при должной педагогической поддержке выравниваются достаточно быстро. Но если ребенку рекомендована программа по компенсации задержки психомоторного развития у детей, то приоритет просто очевиден. Опять же, к сожалению, не для всех родителей.

Важность выбора образовательного маршрута

Часто нарушение психомоторного развития вызвано такими факторами, как развивающаяся глухота, слепота, дементные процессы нервной системы, тяжелые заболевания нервной системы (например, ДЦП, органическая форма ЗПР), педагогическая запущенность.

В таких случаях детям рекомендуют разные образовательные маршруты, которые подбираются специалистами в соответствии с существующими проблемами.

Стоит заметить, что программы адаптированы к обучению детей с разными образовательными потребностями, но родители часто не в состоянии оценить реальное положение вещей мотивируя свой отказ фразой «мой ребенок не хуже остальных».

На самом деле он не хуже и не лучше, просто у него другие потребности, которые он не удовлетворит, обучаясь по обыкновенной школьной программе. Обучение в итоге для ребенка в лучшем случае станет настоящей каторгой, если не вызовет сопутствующего заикания. Но об этом взрослые задумываются редко.

Дети с особенным развитием

Первое, в чем нуждаются особенные дети – это понимание взрослыми этой особенности и предъявления требований с учетом существующей ситуации. Одинаковых людей нет, поэтому что благо для одного, для другого — смерти подобно.

Принцип «быть как все» работает только во вред ребенку. Дети все разные, но им одинаково хочется испытывать радость победы, прикосновения к чему-то новому, безусловную любовь родителей.

Поэтому взрослым стоит взвесить все за и против? принимая решение о дальнейшей судьбе особенного ребенка.

Младший школьник: нужна ли ему помощь

Поступление в первый класс – это, прежде всего, стресс. Ожидаемый, контролируемый, дозированный (в определенной степени), но все же… Если в детском саду ребенок чувствовал себя как рыба в воде, то в школе на первое место выходит процесс обучения, поэтому помощь взрослых просто необходима. Иногда поддержка и уверенность родителей в успехах ученика позволяют «дышать свободнее».

Рекомендации для родителей

Психомоторное развитие малышей должно проходить под пристальным контролем родителей. В возрасте от 0 до 3 лет многие проблемы можно снять при помощи детского массажа. Специалистов такого класса найти трудно, но возможно.

Проблемы, возникающие в раннем детстве, в основном достаточно быстро коррегируются благодаря обилию сенситивных периодов на этом промежутке жизни. Поэтому решение их нельзя откладывать на потом — будет уже поздно.

Выбор образовательного маршрута ребенка должен обосновываться не требованиями родителя к ребенку, а потребностями последнего в развитии и образовании.

Во время принятия какого-либо решения помните: дети рассчитывают на безусловную любовь родителей.

Одинаковых людей нет, поэтому берегите неповторимый мир своего ребенка.

Источник: http://fb.ru/article/366507/psihomotornoe-razvitie-rebenka-osobennosti-etapyi-i-rekomendatsii

По плану: как развивать ребёнка от 1 до 2 лет

По плану: как развивать ребёнка от 1 до 2 лет

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому.

Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные – вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой.

Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания.

Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня — потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия.

Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами.

Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике.

Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны.

В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев – лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место. 
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.

А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов.

Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах.

Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке».

Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после – пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком, описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы, чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики: сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками, сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления.

Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями.

Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя.

Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны – занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной — взрослая особь, на другой – детёныши; 

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).

Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает.

В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется.

Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки — зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль – дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки — ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр.

Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».

Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения.

Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/po-planu-kak-razvivat-rebyonka-ot-1-do-2-let/

Психомоторное развитие ребенка: нормы и отклонения

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки.

Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей.

Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.

Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах.

При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями.

Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них.

Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей.

Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Возраст Область развития Показатели
1 год и 3 месяца Пассивная речь Быстро растет число понимаемых слов
Активная речь Растет словарный запас
Сенсорное развитие Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
Игры Повторяет знакомые действия
Движение Активно ходит, может приседать, пятиться назад
Навыки Сам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцев Пассивная речь Может обобщить предметы по значимым признакам
Активная речь Использует в общении сложные слова
Сенсорное развитие Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
Игры Копирует часто повторяемые действия взрослых
Движения Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
Навыки Может сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцев Пассивная речь Воспринимает рассказ по картинке
Активная речь Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитие Различает предметы по размеру с разницей в 3 см
Игры Может строить башенки, домики из кубиков
Движения Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
Навыки Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 года Пассивная речь Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речь Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитие Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
Игры Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
Движения Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
Навыки Частично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице.

Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто.

Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану.

То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу.

Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно.

Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту.

Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitie

Нейро-психомоторное развитие ребёнка от 1-го до 2-х лет

Рост мозга происходит медленнее. Если окружность черепа увеличивалась в первый год на 12 см, то во втором году она вырастает лишь на 12см. К концу первого года мозг составляет 3/5, а к концу второго года 4/5 объема мозга взрослого.

Подвижность

Потребность в движении проявилась еще в грудном возрасте. На втором году жизни эта потребность усиливается. Ребенок ползает, ухватывается, ходит на четвереньках, «гуляет» по всей комнате при помощи стула на роликах.

К возрасту 1 года и на V-м квартале жизни ребенок делает первые попытки шагать при поддержке взрослых. Он осмеливается передвигаться самостоятельно от одной мебели к другой; ему нравится держаться на обеих ногах без опоры в течение нескольких моментов; он пошатывается, колеблется.

Это именно тот момент, когда ребенка следует учить ходить.

Ребенка можно поддерживать вначале за плечи или подмышки, затем за руки, поднятые вверх, а позже держать его за одну руку. После нескольких недель «тренировки» ему удается ходить самому. Ребенок часто падает; если он ударяется сильнее, желание ходить откладывается на некоторое время.

В течение нескольких месяцев ребенок ходит, широко расставив ноги (для большей опорной основы), иногда с вытянутыми в сторону руками для сохранения равновесия. (В возрасте 1,5года он начинает понемногу бегать, сгибая ножки; в 2 года он уже бегает свободно).

Если в это время происходят инциденты, застои, краткие периоды регресса, родители не должны поддаваться панике, принуждать ребенка. Всякий прогресс должен наступать сам по себе. Никакое созревание не следует абсолютно регулярным порядкам.

При каждом падении ребенка надо успокаивать, поощрять. Реакции родителей имеют важное значение в формировании его личности.

Резкое падение, «выговор» отца, катастрофическая реакция матери перед неудачами ребенка откладывают завоевание способности ходить.

В основном, в 12-15 месяцев ребенок умеет ходить сам; в 18 месяцев он может даже неуклюже бегать. В 18 месяцев ребенок может взбираться по ступенькам, поддерживаемый за руки.

В 20 месяцев он умеет спускаться по лестнице поддерживаемый за руки или взбираться, держась за перила. В 24 месяца он может хорошо бегать, но имеет тенденцию часто падать.

Между 18 и 24 месяцами у ребенка отмечается желание «рыскать повсюду» и поэтому за ним следует постоянно следить.

Между 10 и 14 месяцами, из вертикального положения опираясь одной рукой (на перекладины кроватки, при помощи взрослого и т.д.), ребенок наклоняется и другой рукой поднимает игрушку, не теряя равновесия.

К 15 месяцам, зачастую ребенку удается, без всякой опоры, поднять нужный ему предмет. Между 1,5 и 2 годами он хватает и бросает — мяч обеими руками и затем катает его ногой.

Между 2 и 3 годами он ловит и бросает мяч матери, выполняет небольшие задания и умеет принести, не проливая стакан воды.

Параллельно с усовершенствованием общей подвижности развивается и тонкая подвижность. Ребенок становится все более ловким! Мы видели, что к концу первого года жизни ему удается схватывать мелкие предметы кончиками пальцев. Теперь он подходит к каждому предмету, хватает его либо всей рукой, либо пальцами и часто подносит его ко рту. Рот все еще остается органом познания!

Иной раз, схватив предмет, ребенок ударяет им, выпускает его из рук, бросает или кладет его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, в корзине для бумаг, вынимая оттуда разные предметы. Таким образом, возникает опасность несчастных случаев и отравлений!

Ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которую взрослые воспринимают как нечто утомительное и даже мучительное.

Их вмешательство с целью «приструнить» ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами «быть умницей» оказывает на него тормозящий эффект и вызывает реакцию негативизма.

В этой стадии, когда ребенок завоевывает окружающее его пространство, вызывая при этом недовольство взрослых, лучше всего направлять его «деятельность» к играм или общим занятиям.

Ребенку необходим этот период исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия, а также ему необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных слов, ребенок переходит к образованию предложений из 2-3 и даже нескольких слов. Это является рождением свойственной ребенку речи с самобытными искажениями и выдумками, которая дает ему более широкие возможности самовыражения и формулирования вопросов.

Чтобы обозначать тот или иной предмет, чтобы иметь «понятия», ребенок должен сперва понимать. Этап исследования и завоевания окружающего мира способствует в значительной мере развитию речи.

Другим обязательным условием является нормальный слух.

Когда в семье или в яслях речь является постоянным средством связи, когда ребенка окружает атмосфера покоя, любви и понимания, то, что он улавливает слухом, является стимулом, помогающим развитию речи.

И наоборот, ссоры, крики, «сцены» являются чем-то непонятным для ребенка, а услышанные слова ассоциируются с отрицательными чувствами. В таких случаях наблюдается торможение развития речи.

Следует подчеркнуть, что в этом возрасте ребенок своеобразно переживает названия и имена. Для него имя представляет само лицо или предмет. Если называется присутствующее животное, лицо или предмет, то это присутствие становится для него более живым.

Позже, если кто-нибудь из взрослых называет какой-нибудь предмет, ребенок узнает его, просит его или передвигается и дает его матери. Таким образом, ребенок создает себе окружающий его мир, а затем, постоянно, дает имя предметам и живым существам, населяющим этот мир.

Запаздывание речи ребёнка от 1-го до 2-х лет

Источник: https://sevia.ru/deti/ditia/neiro-1-2-goda.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.