Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений

Содержание

Профилактика речевых нарушений

Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений

Профилактика- это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно- гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Сохранение здоровья является приоритетной задачей государства и образования, органичной потребностью беречь его на протяжение всей жизни.

В последние десятилетия в состояние здоровья детей сформировались негативные тенденции- увеличение факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, в том числе речи, рост распространённости заболеваемости и инвалидности. Здесь необходимо привести определение понятие «фактора риска».

Фактор риска— понятие, которое определяет условия, оказывающие неблагоприятные воздействие на общее и психическое развитие ребёнка. В зависимости от степени их влияния и значимости выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Различают факторы риска:

  • Биологические;
  • Социальные ( глобальные, общественные, семейные). Эти факторы значительно влияют на развитие речи ребёнка.

-выявление группы риска- ранняя диагностика отклонений развития;

-устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;

-ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;

Обучения участников процесса обеспечения комплексной междисциплинарной профилактики.

Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:

а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика;

 б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;

 в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.

а) первичная профилактика- это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин  условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды

Основная цель первичной профилактики— сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Одним из определяющих является этиопатогенетический принцип.

Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитие ребёнка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения.

Медицинское сопровождение матери и ребёнка позволяет устранить или снизить действие биологических «факторов риска» развития речевых нарушений, к которым относятся патогенные факторы, действующие в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка.

В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и логопеда, особенно если в семье были случаи  отклоняющегося развития у родственников.

Наследственная отягощённость паталогией речи относится к биологическим факторам риска. Известно, что поражение центральной нервной системы уже на ранних этапах внутриутробного развития может привести к интеллектуальным нарушениям и другим отклонениям от нормы.

Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз, инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация и др. Важно, чтобы родители были информированы о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребёнка. Особое внимание необходимо уделять раннему речевому развитию ребёнка, развитию и формированию этапов речевого онтогенеза ребёнка.

В тех случаях, когда наряду с наследственной отягощенностью речевой патологией (например, заиканием) у детей диагносцируются нарушения деятельности центральной нервной системы, необходим специализированный медицинский и логопедический патронаж, учитывающий данные психофизического и речевого развития ребенка.

При появлении признаков каких-либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик, гуление, ранние стадии лепета) и в собственно речевом онтогенезе рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь.

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Особое место отводится эмоциональным отношениям родителей и детей.

Родительская любовь рассматривается как мощный источник общего физического и психического развития, духовного и нравственного воспитания. Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье.

Особое значение при этом имеют следующие данные:

  • характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
  • неприятие со стороны матери (отца);
  • неполная семья;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод и т. д.);
  • воспитание в двух домах;
  • резкая cмена жизненного стериoтипа и типа воспитания;
  • неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны поcтоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

Известно, что на самых ранних стадиях постнатального рaзвития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диaлог».

Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий (эхопраксия, эхолалия).

Cтимуляция формирования речeвой функции имеет большoе значение для развития ребeнка. Следует всемерно содейcтвовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (cидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.

), и в чаcтности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Неoбходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.

Большинство исследователей указывают на важность учёта в профилактической работе сензитивных периодов развития ребёнка. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду коррекционное обучение менее эффективно.

Вторичная профилактика речевых нарушений заключается в преодолении не только самих речевых расстройств, но и вторичных нарушений в психическом развитие, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не позволила предупредить нарушения речи. Задача её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой паталогии и появления новых расстройств.

При нарушение звукопроизношения у ребёнка целью вторичной профилактики  будет предупреждение дисграфии и дислексии. В этой связи нарушение устной речи можно рассматривать, как первичную профилактику,а нарушение письменной, как вторичную. Впервые на связь нарушений устной и письменной речи указала Р.Е.

Левина, в дальнейшем проблемами профилактики нарушений письменной речи занимались Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова. Г.А.

Каше была разработана система обучения старших дошкольников с фонематическим недоразвитием, обеспечивающая, с одной стороны, овладение фонетической системой языка; с другой- подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико- синтетическим методом и предупреждение нарушений письменной речи. Эта система включает в себя:

— постановка звуков и уточнение артикуляции имеющихся звуков;

— развитие фонематического слуха и разввитие слуховой памяти:

-развитие анализа и синтеза звукового состава речи:

-овладение детьми элементами грамоты;

— расширение и уточнение словаря, воспитание связной, грамматически правильной речи;

-развитие произвольного внимания у детей.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфиии должна осуществляться параллельно и без предварительной диагностики по следующим направлениям.

  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики.
  2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций.
  3. Развитие психических функций.
  4. Развитие интеллектуальной деятельности.
  5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза речевых единиц.

Таким образом , работа по указанным направлениям позволяет сформировать у детей все предпосылки для успешного овладения письменной речью.

Для успешного преодоления речевых нарушений и соответственно профилактики дисграфии важно, чтобы в профилактической работе участвовали не только логопеды, а так же привлекались воспитатели и родители. Для повышения эффективности этого воздействия следует организовать специальное обучение всех участников процесса.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений. В этой связи третичная профилактика в первую очередь, должна быть направлена на  обучение, профессиональную подготовку к труду лиц с патологией речи. Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелым нарушением речи

Таким образом, ранняя профилактика риска возникновения речевой патологии у детей дошкольного возраста, своевременное проведение профилактических мероприятий будут способствовать снижению речевых нарушений и обеспечивать их более эффективную коррекцию.

Вас может заинтересовать:

1.Нарушения речи.

2.Логопедические игры.

Источник: https://logoznanie.ru/prof-rech-narushenii/47-prof-rechevih-narushenii.html

Профилактика дефектов речи у детей разных возрастных групп

Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста Вот основные из них:

  • поражения ЦНС в перинатальном периоде;
  • внутриутробная гипоксия;
  • заболевания матери;
  • осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
  • заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
  • плохая экологическая обстановка;
  • социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).

Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.

Виды дефектов речи

Нужно различать возможные возрастные речевые отклонения и патологические дефекты речи. Отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и условиями внешней среды (диалектизмы, двуязычие). Патологические расстройства речи затрагивают такие ее составляющие:

  • Грамматическую (правильность построения предложений).
  • Фонематическую (различение смысла).
  • Лексическую (словарный набор).
  • Звуковую (правильность произношения).

Важно! Речевые отклонения могут исчезнуть самостоятельно, а дефекты требуют специальной коррекции

Есть множество логопедических классификаций данных нарушений для детей, наиболее часто встречаются:

  • Дизартрия – неправильное произношение. Причиной заболевания является недостаточная связь аппарата речи с ЦНС. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции и затрудненному произношению. Часто протекает со стертой клиникой и требует длительного лечения.
  • Алалия – недоразвитие речи или ее отсутствие. Возникает из-за нарушения развития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга. Требует применения ноотропных препаратов.
  • Дислалия – расстройство речи при нормальной иннервации речевого аппарата и слуха. Дети пропускают звуки или заменяют их другими. Часто сопровождается изменениями в письменной речи.
  • Фонетико-фонетическое недоразвитие – нарушение формирования произношения. Возникает из-за дефектов восприятия родного языка. Основное лекарство от которого – длительная логопедическая коррекция.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – комбинированные речевые расстройства. Нарушается формирование всех составляющих системы речи. Различают четыре уровня ОНР, из которых первый – самый тяжелый.
  • Ринолалия – изменение тембра голоса и произношения (появляется носовой оттенок). Это нарушение возникает вследствие анатомо-физиологических нарушений аппарата речи. Есть открытая (воздух во время речи идет через нос) и закрытая (закрыт ход воздуха через нос) формы.

Чаще дефекты возникают у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причиной нарушений голоса и речи у детей является микроорганическое поражение головного мозга.

Как заподозрить речевой дефект

Каждый ребенок к определенному возрасту должен уметь выполнять ряд действий. Если они не выполняются, то можно заподозрить функциональный или органический дефект.

Возраст, месяцы Основные нарушения
1 Не может выразить криком желание или недовольство
4 Когда к нему обращаются — не улыбается
5 Нет произношения отдельных слогов, не ищет взглядом те предметы, на которые указывается
7 Не издает звуков для привлечения внимания к себе
9 Нет появления слов, которые состоят из одинаковых слогов (мама, баба, папа)
10 Не произносит и восьми слогов, не машет «пока-пока»
12 Осмысленно не может произнести ни одного слова, не обращает внимания на музыку, не может выполнять простые требования
15 Осмысленно не произносит слова «мама», «баба», «папа»
19 Не может правильно указать на части тела, о которых говорит взрослый
29 Не понимает значение прилагательных

Если у ребенка возникают такие проблемы, то стоит заподозрить речевую патологию. Для установления причины и постановки правильного диагноза для детей необходимы консультации таких специалистов:

  • Невропатолога.
  • Оториноларинголога.
  • Дефектолога или психиатра.
  • Логопеда.

Полноценное обследование позволит назначить правильное лечение.

Профилактические мероприятия

Первичную профилактику речевых нарушений нужно начинать еще до рождения ребенка. В первую очередь она заключается в создании комфортных условий в период беременности будущей мамы. Важно проводить медико-генетическое консультирование будущих родителей. И в случае выявления какой-либо патологии, проводят меры по предупреждению возникновения заболеваний будущего ребенка.

Генетическому консультированию подвергаются такие семьи:

  • В которых уже есть ребенок с подобным дефектом.
  • Где есть наличие у родителей психиатрических заболеваний.
  • В которых во время беременности мать перенесла инфекционное заболевание.

В таких семьях есть высокий риск появления ребенка с дефектами речи.

Меры предупреждения дефектов речи обязательно должны своевременно проводиться у детей разных возрастных групп. Вторичную профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста проводят посредством диспансеризации. Помимо осмотров ребенка педиатром, обязательны консультации смежных специалистов (невролог, окулист, лор). Также на первом году жизни ребенок должен быть обследован логопедом.

Профилактика речевых нарушений дошкольников зависит от качества воспитательной и образовательной работы в детских учреждениях. Направление в такие учреждения осуществляется в период, когда адаптация к новым условиям протекает менее болезненно. Чаще всего это возраст от 3-х лет. Это способствует нормализации речевой активности и правильному формированию речи.

Логопедическая помощь

Чтобы помочь ребенку с нарушением развития речи требуется комплексный и индивидуальный подход.

При речевых нарушениях у детей нужна согласованная работа не только медицинских специалистов, но еще и активная работа педагогов и родителей. Все силы должны быть направлены на раннее выявление патологии и коррекции ее в полном объеме.

Если профилактических мероприятий было недостаточно, и развился патологический процесс, в первую очередь проводится логопедическая коррекция.

У детей раннего возраста проводятся:

  • Упражнения для развития артикуляционной моторики.
  • Методики развивающие мелкую моторику.
  • Программы по развитию импрессивной и экспрессивной речи.
  • Развитие слухового внимания.

Такие мероприятия помогут предотвратить задержку речевого развития и ускорят процесс выздоровления.

У детей дошкольного возраста проводят:

  • Коллективные фонетические игры.
  • Методики для правильного построения предложений.
  • Пальчиковые игры.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Формирование связной речи.

Эти занятия предотвратят возникновение вторичных расстройств (нарушение поведения, становления личности). Для детей очень важно обучение в коллективе, для правильного становления речевой функции.

Коррекция медикаментами

К медикаментозным средствам, применяемым для коррекции речевых нарушений у дошкольников, относят седативные средства, нейролептики, витамины, антидепрессанты. Но средствами выбора являются ноотропные препараты. Они влияют на интегративные функции головного мозга. Чаще всего их применяют для лечения алалий. Выделяют такой список:

Препарат Лекарственная форма, доза Применение
Актовегин Драже, по 100 мг Принимать по 1/2 драже 2 раза в сутки до еды, в течение недели
Ноотропил Таблетки по 400 мг Принимать по 2 таблетки после еды утром и вечером в течение недели
Фенибут Таблетки по 250 мг Принимать по 1/2 таблетки 2 раза в день до еды не дольше недели

Важно! Ноотропные препараты для детей подбирает невролог, но не логопед

Побочные эффекты ноотропных препаратов возникают редко, могут протекать в виде высыпаний на коже, конъюнктивита, аллергической реакции.

Противопоказаниями являются острые заболевания почек и индивидуальная непереносимость препарата.

При правильной и своевременной коррекции ребенок быстро справляется с недугом и может вести нормальный образ жизни.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/narushenie-rechi-u-detej/251-profilaktika-defektov-rechi-u-detej-raznyx-vozrastnyx-grupp.html

Речевые нарушения

Речевые нарушения Логопедия

Профилактика речевых нарушений у детей-дошкольников.

Сегодня логопеды всего мира бьют тревогу – детей с нарушением речи становится все больше. Более того, появляются дети, которые вовсе не могут говорить.

Причинами этого явления становятся многие факторы: это и травмы при родах, и патологическое течение беременности, и напряженная обстановка в семье, и мозговая дисфункция, и нарушения работы ЦНС и прочие, о которых будет сказано немного позже.

К сожалению, таких деток в специализированные ДОУ принимают уже после 5 лет, когда самый значимый возраст, в котором исправить речевые нарушения гораздо легче, — а это 3-5 лет, — оказывается упущенным.

Поступая в школу, такому ребенку учеба дается сложнее, у него возникают проблемы с обучением письму, чтению. А ведь предупредить все это можно было раньше, еще в раннем возрасте, ведь профилактика речевых нарушений может осуществляться практически с пеленок.

Почему возникают речевые нарушения?

Часто родители недоумевают, по какой причине у их ребенка возникло речевое нарушение. Как говорилось выше, причин может быть много, основные из них такие:

  1. Нехватка речевого общения. Эта проблема наблюдается и в вполне благополучных семьях. Ведь родители часто оставляют малышей перед телевизором или один на один с игрушками, отправляясь заниматься своими делами. В такие моменты ребенок речь слышит, однако для полноценного ее восприятия он должен еще и видеть артикуляцию – правильную, четкую, неторопливую. Без этого научиться говорить правильно практически невозможно.
  2. Недостаточное развитие мышечной системы артикуляционного аппарата. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, успешно развиваются во время грудного вскармливания. Но если мама прекратила ГВ рано, у ребенка нет возможности «насосать» нужные мышцы. Отсюда и речевое нарушение, проявляющееся в неумении выговаривать звуки, шепелявости и т.д.
  3. Снижение слуха. Те дети, которые с раннего возраста подвергаются частым простудным заболеваниям, отитам, которых регулярно лечили антибиотиками или они были рождены раньше времени риск снижения слуха достаточно велик. При этом степень снижения слуха бывает разной – от откровенной тугоухости до еле заметного снижения, которое определяется лишь во время аппаратных исследований. Следствием снижения слуха является неправильное формирование речи из-за того, что ребенок не расслышал слова и интерпретировал их на свой лад, а это влечет за собой неправильное построение предложений. В дальнейшем возникают проблемы с грамматикой, развитием речи и ее пониманием в целом.
  4. Недостаточное развитие речевого слуха. Фонематический слух позволяет ребенку научиться различать звуки. Если возникли какие-либо нарушения в формировании фонематического слуха, ребенок не может полноценно воспринимать речь, понимать ее и произносить слова. В будущем из-за этого появляются проблемы с письмом.
  5. Нарушения или патологии строения артикуляционного аппарата, например, короткая уздечка языка, отсутствие зубов, неправильный прикус. С этими проблемами поможет справиться ортодонт.

Среди других причин речевых нарушений отмечают:

  • внутриутробную патологию плода;
  • сложные, затяжные или слишком стремительные роды;
  • генетическую предрасположенность;
  • нарушение речи, как следствие тяжелых заболеваний, перенесенных малышом в младенчестве;
  • общение с людьми, у которых диагностировано нарушение речи – срабатывает фактор подражания взрослым;
  • неблагоприятные социальные и бытовые условия;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • следствие сильного стресса или испуга.

Если говорить о логопедии, то специалисты выделяют такие причины:

  • фонетико-фонематическое речевое недоразвитие (ФФНР);
  • нарушение выговаривания отдельных звуков (ФНР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим каждое логопедическое нарушение отдельно.

Фонетико-фонематическое речевое нарушение

ФФНР – нарушение процессов, отвечающих за формирование системы произношения слов родного языка у дошкольников с расстройствами речи, возникающих из-за дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном интеллектуальном и слуховом развитии. Дети с ФФНР:

  • одним звуком заменяют один или несколько других;
  • сложные звуки заменяют более простыми;
  • употребляют целый ряд звуков в разных словах, причем их употребление носит неустойчивый характер.

При коррекции ФФНР работа логопедов направлена на:

  1. Развитие произносительных навыков.
  2. Формирование восприятия фонем, развитие навыков анализа, синтеза звуков.
  3. Понимание морфологического состава слова, изменение сочетаний слов в предложениях.
  4. Формирование умения правильно составлять предложения разной сложности.
  5. Работа над связной речью посредством рассказов и пересказов.
  6. Обогащение словаря, для чего могут использоваться способы словообразования.

 С ФНР ситуация обстоит похожим образом, и работа логопеда практически не отличается от работы с ФФНР.

Общее речевое недоразвитие у детей

ОНР представляет собой серьезное расстройство речи, при котором нарушено развитие и построение всех компонентов речевой системы, то есть и фонетики, и смысловой стороны, к которой относятся лексика и грамматика.

ОНР – комбинированное нарушение. Подобно речевое недоразвитие отрицательно отражается на развитии, а также формировании главных психических функций.

Дети с ОНР менее внимательны, они не могут распределять его максимально продуктивно, их память неустойчива, запоминание минимально, а словесно-логическое мышление отстает в развитии.

Если вовремя не начать специальное обучение, детям с ОНР сложно освоить анализ и синтез, приемы сравнения и обобщения. У таких деток часто отмечают нарушения в движениях.

Что делать, если ребенок говорит неправильно?

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители могут замечать разные грамматические ошибки речи:

  • неправильные окончания имен существительных, называемых во множественном числе и родительном падеже (семечков, креслов, кофточков, лопатков); неодушевленных имен существительных мужского рода, сказанных в предложном падеже (в поле, в роте, на шарфе);
  • склонение имен существительных, которые склонять нельзя (кенгуров, в пальте);
  • ошибки в основе глаголов (ехаю, искаю, даваю);
  • неправильное называние рода имен существительных (один яблоко, это мой книга);
  • ошибки в прилагательных, обозначающих сравнительную степень (хужее, твердее);
  • ошибки в склонении числительных (пойду с двоями, кошка с три котятами).

Если ошибки случайны, не стоит уделять им внимание ребенка, не акцентируйтесь на них. Если подобные ошибки постоянны, их нужно исправлять, поскольку если этого не делать, речь ребенка будет оставаться неправильной очень долго. Однако над речевыми ошибками малыша смеяться нельзя, так же как и дразнить его или высмеивать его неудачное произношение.

Взрослые не должны относиться к неправильному произношению слов ребенком, как к анекдоту, тем более пересказывать неудавшиеся слова другим в присутствии самого малыша. Дети любят, когда им удается рассмешить взрослых, а потому начинают коверкать слова целенаправленно. Очень скоро это перерастает в привычную речь, исправить которую очень сложно.

Позднее развитие речи у ребенка должно насторожить взрослых. Не ждите, пока малыш «выговорится». Так можно упустить важный момент для полноценного речевого развития, который припадает на возраст 3-5 лет. Исправить речевую патологию поможет логопед и медикаментозное лечение при условии, если проблема будет замечена своевременно.

Раннее развитие речи тоже не совсем полезно. Часто дети, которые в полуторагодовалом возрасте начинают говорить связными осмысленными предложениями, становятся гордостью родителей.

Однако такие дети вскоре становятся слишком беспокойными, они плохо спят, им снятся кошмары. В чем причина? Все дело в несовершенстве детской психике, которая просто не может справиться с потоком новой информации.

Поэтому таким детям необходим отдых и свобода от лишних впечатлений.

В чем заключается профилактика речевых нарушений у детей?

Профилактикой называют комплекс мер по предупреждению нарушений речи. Перед профилактикой речевых нарушений у детей стоят такие задачи:

  1. Предупреждение нарушений речи – первичная профилактика.
  2. Предупреждение перехода несерьезных речевых нарушений в хроническую форму и профилактика последствий патологии речи – вторичная профилактика.
  3. Социально-трудовая адаптация тех, кто страдает нарушением речи – третичная профилактика.

В ДОУ занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому подробно рассмотрим только эти задачи.

Первичная профилактика речевой патологии

Профилактика речевой патологии основывается на социальном, педагогическом и психологическом предупреждении нарушений психических функций. Начинать подобную профилактику можно еще до рождения малыша, когда женщине, что уже носит под сердцем ребенка, создают благоприятные условия, исключая стрессы, нервные ситуации и т.д.

Не менее важна генетическая консультация будущих родителей, которая поможет исключить или вовремя обнаружить патологические отклонения в нервно-психическом и речевом развитии крохи.

Если обнаруживается вероятность определенной патологии, с родителями беседуют о признаках заболевания и методах профилактики наследственных заболеваний.

На генетическое консультирование обычно отправляют семьи, в которых:

  • уже есть ребенок с дефектами речи;
  • у родителей диагностирована умственная отсталость, шизофрения, нарушение слуха;
  • женщина, будучи беременной, перенесла острую форму инфекционного заболевания, страдала от сильного токсикоза;
  • наблюдается передача патологии по мужской или женской линии.

К профилактике относят диспансеризацию беременной, страдающей хроническими заболеваниями, и периодическую госпитализацию будущей матери с отрицательным резус-фактором.

Невероятно важно определить нарушения речевого развития у детей в младенческом возрасте, а не когда ребенок пойдет в школу. У малышей исправить патологию гораздо легче.

Если говорить о младенчестве, то детки, которые перенесли тяжелые роды и получили серьезные травмы, нуждаются в диспансеризации, с помощью которой диагностируют и предупреждают речевые патологии.

Врачи, специалисты в области логопедии, совместно с педиатрами проводят осмотр и обеспечивают комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий при необходимости.

Даже если ребенок в первый год жизни кажется здоровым, а в его карте нет никаких замечаний по этому поводу, его все равно нужно показать психоневрологу, окулисту, ортопеду, педиатру, лору.

В 2 года обязателен осмотр у стоматолога, а в 3-5 лет ко всем перечисленным специалистам добавляется логопед.

Профилактические осмотры у этих специалистов позволяют вовремя выявить патологии речи, что значительно увеличивает шанс на проведение успешной оздоровительной и коррекционной работы.

К прочим профилактическим мерам речевых патологий относят:

  • ограничение общения ребенка младшего возраста с людьми с нарушениями речи;
  • профилактику нервно-психических нарушений, стрессов у ребенка;
  • чтение литературы, разучивание стихотворений, загадок, скороговорок;
  • занятия артикуляционной гимнастикой;
  • развитие мелкой моторики пальцев;
  • обеспечение благоприятной обстановки дома.

Но главное – говорите с ребенком на одном языке, пока он не усвоит основные правила и нормы речи.

Вторичная профилактика речевых нарушений

Речевые нарушения негативно отражаются на психическом развитии малыша, его поведении и формировании личности. Если у ребенка отмечаются глубокие патологии речи, то под угрозой становится его умственное развитие.

Если речевое недоразвитие было обнаружено перед поступлением в школу, проблему нужно решать незамедлительно, иначе ребенок не сможет получать информацию из школьной программы в полном объеме, и тем более воспринимать или запоминать ее. В таком случае ставится вопрос о целесообразности поступления ребенка в учебное заведение.

Порой малышу и родителям дается отсрочка на год, чтобы за это время они скорректировали речь при помощи логопедов и врачей. Однако чаще такие дети посещают спец. Д/С.

Источник: https://jliza.ru/rechevyie-narusheniya.html

Профилактика нарушений речевого развития ребенка

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка.

Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие.

Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.

Предпосылки для нормального развития подрастающего поколения создаются мерами по охране здоровья населения в целом.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи: а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика; в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.

Первичная профилактика. Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

В конце XX столетия здоровье подрастающего поколения зависит от ряда условий, связанных главным образом с экологией, ее влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы.

Загрязнение воздуха, воды, почвы влечет за собой рост острых и хронических (особенно аллергических) заболеваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Наряду с этим возрастает роль и стрессовых психологических воздействий, что в свою очередь ухудшает нервно-психологическое здоровье и иммунитет у детей.

Понятно, что и качество всех сторон здоровья родителей также продолжает снижаться, а при отягощенной наследственности дети в 2—3 раза чаще страдают тем же недугом, что и их родители.

16. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М. 1987.

ГЛАВА 24. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Конец XX в. в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Разработке профилактических медицинских, психологических и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

Одним из фундаментальных методологических принципов, которым следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении.

Именно исследование процесса формирования психики, и речи в частности, и различных психофизиологических функций позволяет не только констатировать наличный, актуальный уровень развития ребенка, но и проследить закономерности становления психологических и психофизиологических новообразований, постепенного усложнения и обогащения его психики на различных этапах онтогенеза или, наоборот, в случае патологии рассмотреть механизмы и закономерности нарушения развития как качественно нового процесса (Выготский Л. С. 1983). Однако до настоящего времени не решены проблемы психофизиологических стандартов развития ребенка, что затрудняет оценку его здоровья и определение его адаптивных возможностей. Известно, что психофизиологическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные закономерности, базирующиеся на природных данных (врожденные биологические, в том числе генетические) и социальных влияний (особенности семьи, обучения и пр.).

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста PREVENTIVE MEASURES OF SPEECH AB- NORMALITIES AT CHILDREN OF EARLY AGE Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РАННИЙ ВОЗРАСТ ,
  • ГРУППА РИСКА ,
  • ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ,
  • НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ,
  • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ,
  • МЕЛКАЯ МОТОРИКА ,
  • ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ,
  • ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ,
  • EARLY AGE ,
  • RISK GROUP ,
  • SPEECH DEVELOP- MENT DELAY ,
  • NORMS OF SPEECH DEVELOPMENT ,
  • PREVENTION OF SPEECH ABNORMALITIES AT CHILDREN OF RISK GROUP AT EARLY AGE

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА, КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты проблемы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Проанализированы причины задержек речевого развития в ран- нем возрасте (внутриутробная патология, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприят- ные социально-бытовые условия). Рассмотрены этапы становления детской речи при нормальном ее развитии.

Раскрыты основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем возрасте.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — BOROVTSOVA LARISA ANATOLIEVNA, KOZODAEVA LARISA FEDOROVNA, Gaudeamus

In the article theoretical and practical aspects of problem of prevention of speech abnormalities at children of early age are reviewed.

The reasons of speech development delay at early age (pre-natal pathology, birth injury, inherited factors, adverse social-domestic conditions) are analyzed. Stages of formation of children’s speech at its normal development are reviewed.

The basic directions of correction work on preventing the abnormalities of speech at children of “risk group” at early age are revealed.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Гаудеамус , БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА, КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА, КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. 2015. №1 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА et al. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Гаудеамус (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА (2015). Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Гаудеамус URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА, КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. 2015. №1 (25) С.111-120.

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА et al. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Гаудеамус (2015).

БОРОВЦОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА КОЗОДАЕВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА (2015). Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Гаудеамус

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-661.shtml, http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-659.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/profilaktika-narushenij-rechevogo-razvitija.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.