Режим дня ребенка от 1 до 3 лет

Содержание

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Режим дня ребенка от 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания.  На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

  • Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует.
  • Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент.  
  • В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.
  • При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.
  • Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков,  опрятности.  

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

Особенности возрастного периода

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений.

Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется.

Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель.

Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время.

При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут.

В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

 В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон  немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления.

Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде.

После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться  ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-360 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 10 и доводят до  240. Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой.

Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата.

Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление: 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование: 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон: первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка: после обеда и полдника.

Купание: 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет)  до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела.

Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).

Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон — 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа.

Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов.

Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое.

Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 10, от 35-370 и доводится до 24 – 280. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты.

Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление: 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование: 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон: 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: после завтрака  и полдника.

Купание: 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого.

Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки.

Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 — 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна.

Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 — 30 минут.

  Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление: 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование: 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон: 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания: после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание: перед ночным сном.

Источник: http://www.7gy.ru/rebenok/normy/519-rezhim-dnya-rebenka-ot-goda-do-3.html

режим дня с 1-1,5 лет

Режим для ребенка в возрасте от года до полутора лет

Режим дня ребенка в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев должен обеспечить достаточную продолжительность сна в течение суток, промежутки между приемами пищи и периоды бодрствования, по длительности соответствующие потребностям организма ребенка этого возраста. Помимо своего громадного значения для здоровья малыша, правильный, точно соблюдаемый режим важен еще и тем, что он воспитывает дисциплинированность, устраняет почву для целого ряда столкновений между взрослыми и ребенком.

Устанавливая режим дня ребенка, необходимо учитывать сложившиеся у него привычки и потребности. Например, малыша в возрасте до полутора лет целесообразнее кормить после сна, тогда он будет лучше есть.

Выспавшийся и накормленный ребенок весел, бодр и хорошо играет. Наигравшись, он быстро и крепко уснет.

Таким образом, последовательность: сон, кормление, игра и снова сон до кормления — является наиболее рациональной, и ее следует сохранять до тех пор, пока ребенок не перейдет на одноразовый дневной сон.

Выдерживать такую правильную последовательность и не нарушать режим удается в том случае, если ребенок быстро засыпает и спит все установленное время, т. е. вплоть до самого кормления. Если же ребенок долго не будет засыпать и заснет только тогда, когда наступит время кормления, то разбуженный голодом, невыспавшийся, он во время еды станет капризничать и весь режим нарушится.

Чтобы ребенок быстро засыпал и спал крепко, следует выносить его во время сна на свежий воздух и возвращаться с прогулки к моменту кормления.

Годовалый ребенок может бодрствовать от 3 до З,5 часов подряд. Период бодрствования с возрастом все удлиняется, и к полутора годам ребенок может уже не спать 5 часов подряд.

От года до полутора лет режим ребенка примерно тот же, что и в 10 месяцев, т. е.: в 8 час. — завтрак, в 12 — обед, в 16 час. 30 мин.- полдник, в 19 час. 30 мин.- ужин; с 10 час. утра до 12 час. дня — первый дневной сон, с 15 час. до 16 час. 30 мин. — второй. Таким образом, в этом возрасте дети в течение дня спят 2 раза, едят 4-5 раз. Ночной сон должен начинаться в 20 часов.

Ослабленные после болезни или недоношенные дети должны спать два раза днем до 1 года 8 месяцев.

После года ребенка обычно уже не кормят грудью. Если же год ему исполняется весной или летом, то отнимать его от груди не следует до осени.

Некоторые родители переводят ребенка на одноразовый дневной сон в годовалом возрасте, а не с полутора лет. При этом ребенок, хотя спит один раз, но зато долго — 3 часа подряд. Такой режим, конечно, удобен для взрослых, так как оставляет больше свободного времени для домашней работы.

Однако это вредно для ребенка, потому что в этом случае он спит днем обычно с 10-11 час. до 13-14 час, а ночной сон начинается в 20-21 час. Таким образом, между дневным и ночным сном ребенок бодрствует 6-7 часов, что для него утомительно.

К тому же вечером все взрослые возвращаются с работы, они разговаривают и играют с малышом, он перевозбуждается, а это очень неблагоприятно отражается на его нервной системе.

Переводя ребенка на одноразовый дневной сон, родители часто объясняют это тем, что во второй раз он плохо засыпает и, очевидно, второй дневной сон для него излишен.

В действительности это далеко не так: плохо засыпают именно нервные, возбудимые дети, перегруженные впечатлениями, которым второй сон особенно нужен.

Поэтому, для того чтобы они быстро засыпали, следует создать необходимые условия.

Врачи отмечают, что чаще обращаются в консультацию с жалобами на “капризы”, неуравновешенное поведение, необъяснимый плач детей именно те родители, которые слишком рано перевели своих детей на режим с одноразовым дневным сном.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

Ребенок до полутора годиков будет меньше болеть и уставать, если подобрать для него правильный режим дня и соблюдать его. Этот режим – основа здорового воспитания ребенка.

На протяжении этого возрастного периода нервная система ребенка очень нестойкая, поэтому ему нужно уделять как можно больше внимания. Родителям важно знать, что ребенок полутора и трех лет должен жить по разным режимам сна и активности.

В этот период нужно практиковать три разных режима дня. Мы представляем режим дня для одногодичного-полуторагодовалого ребенка.

Самый лучший режим дня

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время.

Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким.

Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

Если не соблюдать режим дня

Если родители нелогичны в соблюдении детского режима дня, то заставляют ребенка его соблюдать, то пускают все на самотек, это негативно отражается на нервной системе малыша. У него могут возникнуть вот такие проблемы со здоровьем.

  • Капризность, раздражительность, нервозность
  • Быстрая утомляемость
  • Перепады активности и покоя
  • Перепады настроения
  • Недосыпание, плохой сон
  • Плохой аппетит
  • Недостаточное усвоение информации
  • Нежелание убирать за собой, помогать маме

Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий.

Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе.

Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

Сон ребенка 1-1,5 годика

Дневной сон в расписании ребенка этого возраста нужно планировать дважды. Первый раз ребенок должен поспать от двух до 2,5 часов, а второй раз – до двух часов.

Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет с мамой по свежему воздуху. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом.

Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время.

Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.

Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.

Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка 1-1,5 лет, нужно хорошенько проветрить комнату. Но на сквозняке малыш спать не должен – заболеет.

Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?

Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят.

При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость.

Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель.

Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.

Активность ребенка 1-1,5 лет на протяжении дня

Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.

Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.

Прогулка

Прогулке годовалого ребенка тоже нужно уделять не меньше двух раз в день. Свежий воздух очень хорошо влияет на здоровье ребенка. Эта прогулка должна длиться не менее полутора часов, а летом – до двух часов, если погода хорошая.

Купание и закаливание

Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия.

Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса.

Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

Как правильно одевать ребенка в 1-1,5 годика?

Одежда такого ребенка должна быть свободной и желательно – из натуральных материалов. Одежда будет хорошо впитывать влагу, защищать ребенка от переохлаждения и жары и давать ему возможность свободно бегать и прыгать. Поэтому одежда должна быть оснащена минимумом завязочек и ленточек – они могут повредить ребенку.

Чему нужно учить ребенка 1-1,5 лет?

Обязательно нужно в этом возрасте учить малыша мыть ручки, чистить зубки, пользоваться ложкой, салфеткой, горшком. 

Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

Вид деятельности Время
Кормление 7.30, 12.00, 16.30, 20.00
Бодрствование 7.00 – 10.00, 12.00 – 15.30, 16.30 – 20.30
Сон Первый сон – 10.00 – 12.00, второй — 15.30 – 16.30, ночной сон —  20.30 – 07.00
Прогулка после обеда и полдника
Купание 19.00

Источник: https://www.mam4.ru/community/post/125046/

Режим дня годовалого ребенка: сколько он должен спать в 1 год, режим кормления и прочие вопросы + мнение Комаровского

Годовалый ребёнок — очень активный исследователь мира.

Он хорошо ползает, встаёт с опорой или даже ходит, понимает около полусотни слов, знает на слух имена родных, показывает в книжке любимых персонажей и знакомые предметы.

Его навыки постоянно совершенствуются, но для успешного развития необходимы соответствующие условия, в том числе и полноценный отдых. Сколько должен спать малыш в 1 год? Как организовать его день и приучить к режиму?

Здоровый сон ребёнка — основа режима

Родители знают, что активность и настроение малыша в течение дня во многом зависят от того, выспался ли он, поэтому сон — по-прежнему основа для нормального физического, эмоционального и психического становления ребёнка. Все дети индивидуальны и развиваются в своём темпе, однако педиатры установили примерные нормы продолжительности отдыха, на которые может ориентироваться каждая мама.

Общая продолжительность сна ребёнка в возрасте от года до полутора лет — 13,5–15 часов, 10–11 из которых приходятся на ночной отдых, а 2,5–3 — на дневной. Днём малыш спит два раза в среднем по 90 минут или один раз на протяжении 2–3 часов.

При соблюдении распорядка дня кроха привыкает отправляться в кроватку в одно и то же время, легче укладывается, крепче спит. Если режим сбит (гости, поездки, поход в поликлинику, болезнь), ребёнок засыпает днём в «неправильное» время, а ночью бодро играет рядом с уставшими родителями или же часто просыпается и плачет.

Для полноценного развития ребёнку необходим хороший сон

Для крепкого сна важно соблюдать основные правила:

  • укладывайте ребёнка примерно в одно и то же время;
  • день должен быть наполнен активными играми с достаточной физической нагрузкой и прогулками, вечер — спокойным, с чтением или рисованием;
  • место для отдыха должно быть привлекательным;
  • если малыш спит в отдельной кроватке, не стоит сажать его туда для игр — кроватка должна ассоциироваться со сном;
  • воздух в комнате, где спит ребёнок, должен быть прохладным и влажным, одежда малыша — тёплой;
  • купание и массаж вечером помогут ребёнку расслабиться;
  • полезно создавать ритуалы (действия, которые повторяются каждый день), например, купание — чтение — колыбельные песни — сон.

До двух лет дети могут спать и один, и два раза в день. Есть мамы, которые говорят, что их кроха после года совсем отказался от дневного отдыха, и никаким способом его невозможно уговорить отправиться в кроватку в светлое время суток. Но по мнению специалистов, в норме дневной сон ребёнку необходим.

В вопросе относительно того, сколько раз годовалый малыш должен спать днём, родителям следует ориентироваться на его самочувствие и активность. Если кроху трудно уложить в кроватку дважды или он беспокойно ведёт себя ночью, стоит попробовать укладывать его только один раз, но уже не утром, а после обеда. А в эти утренние часы можно пойти погулять.

В вопросе сна родители должны ориентироваться на потребности самого ребёнка — некоторые спят спокойно подолгу, другим требуется меньше отдыха, чтобы чувствовать себя бодрыми. Наблюдая за своим малышом, вы сможете определить оптимальное время его дневного и ночного сна.

Кормление

В годик питание ребёнка уже очень походит на питание взрослого. У крохи сейчас несколько зубов и он способен есть как жидкую, так и твёрдую пищу (грызть яблоко, морковку, сухарик).

Чтобы его аппетит был хороший, нужно стараться ничего не давать между кормлениями, кроме воды.

Хотя и в этом вопросе следует быть гибкими: дети, кормящиеся молочком мамы, могут попросить грудь и в промежутках между кормлениями, потому что грудное молоко гораздо быстрее переваривается, чем адаптированная молочная смесь.

Питаются дети в годовалом возрасте обычно 4–5 раз в день, не считая докормов грудным молоком по желанию ребёнка.

К году у ребёнка уже есть зубы, и он может есть твёрдую пищу

В год многие продолжают кормить малыша грудью, но материнское молоко перестаёт быть основным продуктом. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, всё ещё докармливаются смесью, но её дают не более 1–2 раз в день (утром после пробуждения и вечером перед сном).

Общий объём продуктов в день для детей от года до полутора лет за исключением питья составляет примерно 1–1,2 л (кефир или молоко считают в этом возрасте не питьём, а едой), от полутора до трёх лет — 1,3–1,5 л. Евгений Комаровский в вопросе еды призывает мам соблюдать меру и не заставлять ребёнка съедать всё, что ему положено по норме, поскольку переедание плохо сказывается на органах пищеварения.

Меню годовалого ребёнка должно быть сбалансированным и полезным

Блюда, которые можно включить в рацион годовалого ребёнка:

  • молочные и безмолочные каши;
  • супы на мясном, рыбном или овощном бульоне;
  • рыбу;
  • мясные котлеты на пару, фрикадельки, тефтели из говядины, телятины, индейки;
  • салаты (из свежей капусты, тёртой моркови, винегрет);
  • отварные на пару овощи (картофель не стоит давать чаще 2–3 раз в неделю);
  • хлеб ржаной или пшеничный, сухари;
  • макароны;
  • кефир, йогурт, простоквашу;
  • фрукты, фруктовое пюре;
  • ягоды (умеренно).

Почти все врачи не рекомендуют давать коровье молоко малышам до 8 месяцев и с осторожностью вводить в рацион крохи после года (начиная с одной разведённой водой ложки). А по мнению зарубежных специалистов, не стоит предлагать его детям до двухлетнего возраста. Оно считается сильным аллергеном.

Доктор Комаровский объясняет вредное действие коровьего молока высоким содержанием в нём фосфора (которого там в 6 раз больше, чем в женском). Обмен этого вещества связан в организме человека с обменом кальция, в результате чего уровень последнего в крови понижается, а, значит, хуже растут кости.

Гораздо полезнее давать годовалому ребёнку кефир или йогурт.

Нормы питания годовалого ребёнка (расчёт на один день) — таблица

Периоды бодрствования годовалого ребёнка достаточно продолжительны (3–5 часов). Малыш гуляет на улице, перед сном проводится купание. Остальное время посвящено играм, совершенствованию и приобретению новых навыков, знакомству с окружающим миром.

Игры ребёнка уже очень разнообразны: он умеет обращаться с кубиками, машинками, куклами и мягкими игрушками, пробует собирать башни из конструктора с большими деталями, изучает детские музыкальные инструменты.

Малыш любит, когда ему что-то рассказывают, смотрит картинки в книжках, показывает на них пальцем, делает восклицания и слушает сказки. С ним можно начинать лепить из солёного теста, учить его рисовать карандашами под присмотром взрослого.

Повторяя движения за родителями, кроха делает простую зарядку или сам придумывает себе задачки (заползает под стол, переползает через диванные подушки и т. д.).

Ребёнок познаёт мир с помощью игр

Период бодрствования ребёнка можно заполнить следующим образом:

  • сделать массаж;
  • заняться физическими упражнениями;
  • поиграть в активные игры (догонялки, прятки, мяч);
  • почитать книжки или провести время за другими спокойными и развивающими занятиями.

Прогулки

Годовалые малыши только учатся ходить или уже хорошо это делают. Они активно ведут себя на детской площадке или в парке, играют в песочнице и наблюдают за другими детьми.

В хорошую тёплую погоду с крохой рекомендуется гулять два раза в день по 1,5–2 часа, так чтобы общее время прогулки было 3–4 часа. К полутора годам ребёнок должен уметь пройти пешком хотя бы 15–20 минут.

Прогулки зимой зависят от того, насколько закалён и приучен к свежему воздуху ваш ребёнок.

При температуре не ниже -100С годовалый малыш обычно может провести на свежем воздухе от 40–60 минут до полутора часов.

Не стоит чересчур оберегать его от мороза: обмен веществ у детей идёт быстрее, согреваются они лучше, и часто тогда, когда мамы на прогулке мёрзнут, их чада чувствуют себя очень хорошо.

Летом тоже стоит следить за температурой на улице и проводить на воздухе утренние (с 9 до 11) или вечерние (с 17 до 19) часы. Приучение к солнцу должно быть постепенным, начиная с 5 минут. На голове обязательно должна быть панамка.

Прогулки на свежем воздухе необходимо совершать ежедневно независимо от погоды

Купание

Российские врачи рекомендуют купать ребёнка ежедневно или через день в большой ванне, наливая воду так, чтобы он мог в ней сидеть и играть с игрушками. Купание — это не только чистота, но и закаливание, а также расслабление, снятие напряжения, отдых, что очень даже кстати после целого дня исследования мира и общения с людьми.

Интересный факт. В Германии принято купать детей раз в неделю, врачи считают это более полезным для кожи.

В ванне много развлечений

Гигиенические процедуры в режиме дня

Ребёнок привыкает к тому образу жизни, который повторяется изо дня в день. Если всегда мыть руки перед едой и после прогулки, это правило становятся для него привычными и не вызывают возражений.

Сейчас, когда малыш более сознателен и понимает многие слова, самое хорошее время учить его полезным гигиеническим навыкам. Включайте в режим дня то, чему вы хотите обучить кроху. Утром следует умыться, вымыть попу и поменять подгузник. Запачканные руки нужно отмыть с мылом.

В этом возрасте можно знакомить карапуза с горшком, имея ввиду, что сознательно он будет его использовать после двух лет.

Когда у ребёнка появляются первые зубы (а к году их уже восемь!), можно знакомить его с зубной щёткой. Это медленный процесс, поэтому не торопите события, но постепенно вводите чистку зубов в распорядок дня.

Примерный распорядок дня

Продумывая режим дня малыша, взрослые обычно ищут ответы на такие вопросы:

  • когда и сколько должен спать ребёнок днём;
  • сколько раз в день он должен есть и какую еду включает каждое кормление;
  • в какое время дня его водить на прогулку и как долго гулять;
  • как часто его купать;
  • чем занять в периоды бодрствования;
  • какие гигиенические процедуры ввести в распорядок дня.

Слишком определённых рекомендаций тут быть не может. Дети не часы, и каждый родитель из собственного опыта устанавливает наиболее удобный график для своей семьи.

Главное в режиме — это постоянство. Малыш привыкает к следующим одно за другим занятиям.

Правильно построенный режим дня позволит крохе полноценно развиваться

Как приучить годовалого ребёнка к режиму

Известный педиатр Евгений Комаровский советует при установлении режима быть гибкими, учитывать интересы взрослых членов семьи, не придерживаться скрупулёзно часов сна, но и помнить, сколько примерно в этом возрасте ребёнок должен отдыхать в сутки. Если он чересчур залежался днём, не стоит ждать спокойной ночи. А при необходимости изменить график, делайте это плавно, постепенно сдвигая часы привычного распорядка, чтобы избежать у малыша стресса.

Год — важная дата в развитии ребёнка. Ещё недавно его носили на руках, а теперь он уже ходит или осваивает этот важный навык, энергично изучает квартиру и окружающие вещи, знакомится с новыми людьми. Активность малыша существенно изменяет и его режим. Вышеописанные рекомендации и подсказки помогут вам в это хлопотливое время и сделают дни с малышом радостными и насыщенными.

  • Дарья Велижанина
  • Распечатать

Источник: http://zhdumalisha.ru/rebenok/rezhim-dnya-godovalogo-rebyonka.html

Режим дня для ребенка от 1 до 3 лет

Для начала напоминаем, что режимом называют некое физиологически обусловленное, максимально рациональное (или правильное) распределение в течение одних суток сна, кормления и бодрствования любого ребенка.

Возраст ребенка

Полноценные кормления

Имеющиеся интервалы бодрствования ребенка в часах.

Их количество

 Имеющиеся интервалы, в часах

От полных 12 и до 18 месяцев.

Не менее 4-х либо даже 5-ти

Не более 5-ти, хотя не менее 3,5

Один интервал должен быть равен минимум 3,5 или даже 4 часам. Количество же таких интервалов должно быть не менее трех.

От полных 18 и вплоть до 24 месяцев.

Не менее 4-х, а возможно даже 5-ти

Не более 5-ти, но однозначно не менее 3,5

Общее количество таких интервалов уменьшается, поскольку растет величина одного интервала – это 5 или даже 5,5 часов.

От полных 24 и вплоть до 36 месяцев.

Не менее 4-х или даже 5-ти

Не более 5-ти, но все, же не менее 3,5

Никак не менее 5,5, или даже 6,5

Правильный режим сна для детей от одного годика и до трех лет

Возраст ребенка

Сон в течение дня

Сон в течение ночи

Общее количество часов полноценного сна ха одни сутки

Общее количество допустимых периодов сна

Длительность одного периода сна, в часах.

Длительность одного периода сна, в часах.

От полных 12 и вплоть до 18 месяцев.

 Не более 2-х

Однозначно не более 2,5-ой, но не менее 1-го

Порядка 10 или 11

Приблизительно 15-14,5

От полных 18 и вплоть до 24 месяцев.

Не более 1-го

Никак не более 3-х

Порядка 10 или 11

Приблизительно 14 или 13

От полных 24 и вплоть до 36 месяцев.

Не более 1-го

Точно не более 3-х

Порядка 10 или 11

Приблизительно 14 или 13

Заметим что как младенцу, так и ребеночку постарше необходимо получение достаточного времени на сон, причем как дневной, так собственно и ночной. Однако всегда следует учитывать физиологические особенности каждого конкретного малыша.

Если карапуз плохо спит в дневное время, но при этом полностью отсыпается во время ночное и прекрасно при этом себя чувствует, вероятно, это означает что у крохи такая строго индивидуальная норма.

Несомненно, главный показатель некой разумности режима – это абсолютное здоровье и общее самочувствие конкретного ребенка.

Как правило, дети возрастной категории от 1го года и до 3-х лет частенько могут не спать достаточно большой промежуток времени. Так в возрастной категории до 2-х лет приблизительно в течение 4-х часов, а вот в возрасте вплоть до 3-х лет возможно даже в течение 5 или 6-ти часов.

При этом период бодрствования дети должны проводить максимально физически активно. Так детки до 2-ух летнего возраста – 70% всего времени бодрствования, а дети до 3-х летнего возраста – порядка 60%.

Подобный режим дневного времяпровождения способствует абсолютно нормальному развитию Вашего ребенка и, несомненно, помогает крохе значительно крепче спать ночью.

Как собственно и малыши первого года своей жизни, так и дети постарше обязательно должны максимум своего свободного времени проводить где-то на свежем воздухе, скажем в том же парке или просто вне работающих машин.

Допустимые физические упражнения

Как правило, к 2-м годам нормально развивающийся ребенок должен уже полностью научиться подниматься/спускаться по не слишком крутой наклонной поверхности.

Далее в 2 или даже 3 года малыш должен уметь бегать, причем к концу этого периода более уверенно, а в 3 года – карапуз должен научиться полноценно, прыгать.

А вот с 3-х лет вполне можно пытаться учить ребенка правильно кататься на лыжах можно позволить себе гулять с крохой пешком на расстояния до одного километра, однако поначалу с короткими перерывами для отдыха каждые пятнадцать минут такой ходьбы. 

Вне сомнения различные развивающие занятия в обязательном порядке следовало бы включить в правильный режим дня детей этого возраста. Заниматься такими упражнениями желательно по пять или десять минут, причем 3 или даже 4 раза в день.

Напомним, что с годика и до трёх максимально активно у ребенка будет развиваться именно его речь. И собственно темпы развития данного процесса напрямую будут зависеть от глубины и имеющейся продолжительности чисто эмоционального контакта крохи с его родителями.

Далее начиная с полутора лет малышу желательно давать рисовать фломастерами. Еще немного позднее скажем, начиная с 2-х полных лет, кроха прекрасно будет рисовать кисточкой с  красками. И последнее в 3 года к подобным занятиям оптимально прибавляется лепка либо даже начальное конструирование.

Естественно что, начиная с года, своему ребенку следует обязательно буквально каждый день читать хотя бы минимум детских книжек, а именно стихов, или сказок. Когда же малышу исполнится 2,5-ой годика, можно будет уже просить своего малыша пересказать все прочитанное, возможно это очень даже понравится карапузу.

Источник: http://kidsmarket.com.ua/articles/regym-dnia-dlia-rebenka-ot-1-do-3-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.