Воспитание без запретов: за и против

Содержание

Запреты в воспитании ребенка: за и против

Воспитание без запретов: за и против

Многие родители задумываются о том, как определить ту грань, за которой разумные запреты в воспитании ребенка превращаются в банальный диктат и домашнюю тиранию. Нужно так определить запреты в воспитании ребенка , чтобы ребенок хорошо уяснил, а что же именно делать нельзя, и есть ли альтернатива запрещенному действию.

Правильнее, если запрет будет четким и полным, а не частичным. Сравните утверждения: «Никогда не дразни собак!» и «Не дразни эту собаку, потому что она большая и страшная».

Есть разница, правда? Если сказать: «Можешь чуть-чуть подразнить собаку, но не слишком, так чтобы ее не разозлить» — маленький человечек будет в полной растерянности, не имея ясной и четкой точки отсчета для принятия решения.

Запрещая, нужно быть решительным: «Так делать нельзя и точка!». Однако важным моментом является то, насколько нужным и обдуманным будет запрет.

Его нужно высказывать так, чтобы не вызвать у ребенка чувства обиды и горечи, чтобы не оскорбить чувство собственного достоинства маленькой личности.

Это может вызвать сильную отрицательную реакцию, может спровоцировать борьбу, из которой никто не выйдет победителем.

Запрещая что-либо, лишая того, в чем вынуждены, а порой и обязаны отказать, нужно признать за ребенком право хотеть, объяснить, что понимаем его желание. Детские желания редко бывают абсолютно неприемлемыми и взрослые с легкостью могут предложить альтернативу запрещенному.

К примеру, на требование купить дорогую (или сотую по счету) машинку, нужно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть эту игрушку. Тут же стоит донести до него мысль о том, что столько денег сейчас нет и предложить купить мыльные пузыри или недорогую книжку-раскраску.

В случае, если альтернативные варианты не вызовут энтузиазма и ребенок применит шантаж в виде слез – родители все равно должны стоять на своем. Последнее слово должно оставаться за вами.

Множество воспитательно-дисциплинарных проблем возникает, когда ограничивают физическую активность ребенка. «Не скачи!», «Не бегай!», «Стой спокойно!», «Сядь, как положено!» — знакомые всем фразы, которые стоит употреблять как можно реже, а лучше совсем исключить.

Детишкам жизненно необходимо бегать, прыгать, носиться с места на место. Ограничение физической активности приводит к появлению агрессивности, плохому настроению, напряженности.

А ведь проще простого объяснить: « Есть игровая площадка, скачи там, сколько вздумается, хоть на ушах стой, но там и только там! А дома себя так вести нельзя!»

Как правильно сказать нельзя ребенку

Запреты стоит формулировать в выражениях, не ущемляющих достоинства ребенка. «Обезличенному» запрету подчиняться гораздо легче. «Пора спать» воспримется легче, чем «Ты еще маленький, ложись в кровать». «Нельзя кричать на людей» лучше, чем «Прекрати орать на него».

Запреты часто воспринимаются более адекватно, если указывают на функционал предмета. Например, «Сидят за столом, а не на нем» вместо «Немедленно слезь со стола!». «Машинку катают, а не кидают ее» гораздо лучше, чем «Прекрати кидать машинку!»

Родители, помните – дети ваше отражение, их поведение – результат вашего воспитания. Как бы ни было сложно, нужно взять себя в руки и быть уважительными и вежливыми с этими маленькими людьми.

Дисциплина для ребенка

Каждый родитель должен знать, что ваш маленький малыш еще не понимает, где его ждет опасность. Маленький ребенок не отличает дорогие вещи от дешевых, хрупкие от прочных. Вся ответственность за ущерб, причиненная малышом должна лечь на плечи его родителей.

Каждый из родителей должен следить за своим ребенком, и знать, что делает его малыш каждую секунду. Мы должны создавать такую среду, в которой будет ограничен доступ к ценным или опасным вещам.

С другой же стороны, мы должны плавно учить ребенка понимать, что такое «нельзя».

Некоторые поступки чада позволительны, а иногда нежелательны. По отношению к таким поступкам слово «нельзя» лучше не использовать, потому что ребенок запутается и не поймет, когда можно, а когда нет. Например, играть с обувью, брать песок в рот, залезать на подоконник никогда нельзя, а вот стучать ложечкой по столику иногда можно.

В различных ситуациях нужно подчеркивать строгость своих «нет» интонацией, повышением голоса. В других случаях лучше увести своего ребенка из опасного места или забрать опасный предмет из рук. Не допускайте, чтобы добивался своего капризами.

Нужно быть строгой только в тот момент, пока выясняется проблема «можно — нельзя». Как только эта тема закроется, нужно опять стать ласковой мамочкой для своего ребенка.

Если мамину помаду нельзя, то в руках у мамы должно быть что-то интересное, что ребенку можно! Нужно предложить ему что-то взамен. Не думайте, что ребенок быстро поймет и запомнит правила и запреты с первого раза. Ему нужно время, а вы должны быть терпеливыми.

Вознаграждение правильных поступков действует лучше, чем наказание неправильных. Поэтому, лучше поощрять ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы наказывать за ошибки.

Воспитание  детей лаской

Как же кажется просто воспитывать детей, когда они только в планах на будущее. «Что за невоспитанный малыш? Куда смотрят родители?” — восклицают, наблюдая за чужими детьми. Многие мамы сталкиваются с нелёгким началом. Новорождённый малыш плачет дни и ночи напролёт. Неопытную маму охватывает паника.

А как же приходиться краснеть в общественных местах, когда чадо начинает кричать в коляске. К нему начинают наклоняться обеспокоенные бабушки, смотрящие не без укора: «Что с ним? Газы? Ушки болят или зубки лезут?”. И тут-то мама вспоминает того малыша, ревущего в автобусе, который так раздражал пассажиров.

Замученная неухоженная мамаша так и не смогла его успокоить до самой последней остановки.

Вот малышу уже годик. Он — капризный, проявляет характер, да ещё и закатывает истерики в общественных местах… Уже избаловали. Когда? В то время, что он страдал от болей в животе или когда лезли зубки? Пора воспитывать, но как? Не утешать, не брать на руки?

Воспитывать надо, когда «лежит поперёк лавки» — говорит старшее поколении! «Пусть плачет в коляске. Не бери на руки! — учат свекрови, соседки, педиатры.

Молодые родители находятся в постоянном стрессе. Чувство вины преследует всё время. То из-за того, что неправильно воспитывают, или что наказали не за что. Да и непрошеные советчики «преследуют».

Тут вспоминается интересный факт. Японцы до шести лет позволяют своим детям делать абсолютно всё (конечно, не угрожающее жизни малыша). В итоге эта нация известна своей вежливостью, дисциплинированностью и трудолюбием.

«Поперёк лавки» здесь не срабатывает.

В книгах по воспитанию детей в теории вроде всё и просто, а вот, когда начинаешь применять на практике наставления авторов, ничего не получается.

А, может, всё — таки гены? И воспитывай, не воспитывай, они, родимые, возьмут своё. Сколько наглядных примеров: у одних и тех же родителей совершенно разные дети. Воспитание одинаковое давали вроде. И опять дилемма: младшему больше уделяли внимания и старший из-за ревности «испортился». Или, наоборот, младшенький избалованный и капризный.

Современные родители беспокоятся намного больше об эмоциях, чувствах детей, чем это делали прежние поколения. Почему? Разве наши родители, бабушки, дедушки и прабабушки не были внимательными, ни беспокоящимися родителями?

Источник: http://vrednuga.ru/vospitanie-rebenka/zaprety-v-vospitanii-rebenka-za-i-protiv

Категория: Разное о воспитании детей

В советское время педиатрия полностью зависела от политики и требований партии. Именно ей необходимо было воспитать такой «вид» людей, которые будут выполнять, что им скажут, и жить, как им скажут.

Поэтому практически над всем населением страны ставились эксперименты, всех гребли под одну гребенку. Это может и положительно сказывалось – у всех все одинаковое, нет ни зависти, ни стремления быть первым среди всех (если оно так было на самом деле).

Но никогда в советское время не учитывались желания человека, будь то взрослый или ребенок. Не было возможности выделится и делать то, что хочется. Для детей, начиная с самого рождения, все это чревато нарушением развития головного мозга.

Известно, что в советское время над детьми проводили эксперименты, проведенные в лабораториях на животных.
 

Советская модель воспитания

Советской власти было необходимо подавить материнские чувства в женщине для того чтобы она скорее могла идти работать. Самым ярким примером этого стала система яслей и детских садов-интернатов, которые полностью снимали с матерей заботу о своих малышах. В таких учреждениях все было по расписанию и вместе строем.

Личные желания детей в счет никак не брались. В свою очередь, этот метод воспитания привел к быстрому увеличению заболеваемости желудочно-кишечного тракта и нервной системы. К примеру, увеличилось количество детей с нарушением развития речи в 3 раза.

Для создания легко управляемых людей партия решила вырастить такое население страны, которое хотело бы кушать только в определенное время. Так родилось кормление по режиму. Сильно поспособствовало этому открытие Павлова, что когда собаки едят по определенному режиму, то у нее к назначенному времени вырабатывается желудочный сок.

Но ребенка нельзя сравнивать с собакой. На желание кушать могут оказывать влияние различные причины — прогулка, физические нагрузки, учеба в школе, стрессы по разным причинам (старший брат забрал любимую игрушку, долго рядом не было мамы).

К тому же будь питание по режиму прогрессивным, то природа создала хотя бы один вид, питающийся строго в определенное время.

Результатом такого метода воспитания стали погашение материнских инстинктов у женщин и смена ухода за ребенком суррогатами.

Метод естественного воспитания как он есть

Для осуществления данного метода воспитания необходимым условием является наличие постоянного психического и физического контакта мамы и малыша. Ребенок должен получать то, что естественно – чувствовать, что мама всегда находится рядом, чтобы умственное и физическое его развитие проходило правильно.

Такое воспитание подразумевает сближение человека с естественными условиями жизни и представляет собой возвращение к тому, что вложила природа в нас изначально.

Маме для полной уверенности в правильности своих действий относительно заботы за малышом следует задавать себе вопрос: как бы в таком случае поступила женщина из древности? Она всегда ребенка носила с собой, даже если была необходимость выйти из своего убежища, иначе он мог быть съеден хищниками. Если бы ребенок не спал рядом с мамой, то он мог умереть из-за холода.

Когда древнее племя переходило с места на место, то малышу приходилось быть все время на руках у матери. Изначально в ребенке природой создан механизм, при котором малыш хорошо развивается в случае постоянно тактильного контакта с мамой. Часто встречается такая закономерность – пока ребенок находится у мамы на руках, он крепко спит, но только его кладут, он сразу же просыпается.

Это пример работы инстинкта самосохранения. Грудничок может почувствовать, что его оставили, как только не ощущает маминого запаха, биения ее сердца, тепла ее тела. Головной мозг отвечает на эти сигналы, в результате ребенок просыпается и начинает плакать, зовя маму.

При этом тратятся такие важные для малыша энергия и время на привлечение ее внимания, хотя они могли бы расходоваться на правильное формирование головного мозга. Постоянно ходить с ребенком на руках надо до того момента, пока он не начнет сам спокойно передвигаться, а также спать вместе, ложа его в свою кровать рядом. Психически здоровый человек не может задавить ребенка во сне.

Необходимо знать, что родителям, которые употребляют наркотики и алкоголь, нельзя спать вместе с малышом.

Таким образом, советская модель воспитания, относящаяся к отстраненному методу, не приносит особой пользы для человека, а причиняет вред его здоровью, начиная с самого рождения. Естественный же метод направлен на удовлетворение всех физиологический, физических и психических потребностей малыша. И он никак не может быть сложен и труден для матери, так как заложен природой изначально.

Стоит ли использовать метод «естественного воспитания»?

У человека в течение первых семи лет происходит развитие головного мозга и его основных функций. Тем самым закладывается фундамент того, что ребенок сможет приобрести в жизни. Формирование мозговых структур происходит по цепочке: действие – отклик – ответное действие.

В нейронах мозга заложена генетическая память, так что, если нервные клетки мозга получили неправильный отклик, то его формирование происходит с отклонениями. В дальнейшем это может привести к развитию таких состояний, как энурез, плохой сон, невроз, фобии, «беспричинные» простуды. Обычно их объясняют органическим поражением ЦНС во время беременности и родов.

Это возможно, но все-таки инициатором запуска развития отклонений чаще всего является отстраненное отношение матери к своему ребенку.

Естественное воспитание

Любая мама делает выбор метода воспитания малыша, среди множества его вариантов пытается найти наиболее верный. На сегодня большую популярность имеет естественное воспитание.

Основной его чертой является постоянный физический и психический контакт мамы и малыша. Такой метод вовсе не новость, это возвращение к тому, что заложено природой в нас изначально.

Главные принципы этого метода воспитания:

  1.  Должна проводиться аккуратная стимуляция родовой деятельности.
  2.  Новорожденный к груди прикладывается в родзале.
  3.  В роддоме мама с малышом находятся вместе.
  4.  Кормление грудью длится 6 месяцев с исключением введения жидкостей (кроме медицинских показаний) и прикорма.
  5.  Кормление ребенка происходит по требованию.
  6.  Ночные кормления должны быть обязательно.
  7.  Очень приветствуется совместный сон грудничка с родителями, хотя бы до окончания грудного вскармливания.
  8.  Прекращение кормления грудью должно проводиться постепенно, когда малыш готов к переходу полностью на питание обычной едой.
  9.  Предпочтение отдают свободному пеленанию, или же отказываются от него, чтобы грудничок не потел и не прел.
  10.  Желательно, чтобы малышом первое время (до 3-4 месяцев) занималась только мама, не покидая его совсем.
  11.  Все способности развивают согласно потребностям по возрасту. Малыша не учат чтению раньше, чем ходьбе. В 1,5 года ему полезнее уметь застегивать пуговицы, чем считать до 10.

Метод естественного воспитания подразумевает под собой приближение человека к наиболее естественным условиям. Чтобы умственное и физическое развитие ребенка проходило правильно, в первую очередь, он должен получать то, что естественно – телесный контакт с матерью.

Физический контакт с мамой в течение первого года жизни

При рождении ребенок оказывается в чужом незнакомом мире. Чтобы привыкание прошло успешно, ему необходимо чувствовать схожее с тем, что было в утробе матери – ее сердцебиение, запах, звуки работы кишечника, молозиво, похожее по вкусу на околоплодные воды. Первые несколько месяцев грудничок должен постоянно быть на маминых руках.

Уже в 4-5 месяцев ребенок может около 3-х часов проводить не на руках у мамы, а рядом с ней. Как только малыш проявит недовольство — нужно взять его, а не гладить по голове или покачивать люльку. Мама показывает ребенку мир, когда переносит его в разные места, делая домашние дела, гуляя на улице, при этом обязательно разговаривает с ним.

При прогулках ребенка стоит класть в коляску, когда он уже спит. Когда он начинает ползать и сидеть (6-8 месяцев), его кругозор резко расширяется. Тут возможны два патологических варианта поведения мамы с целью безопасности малыша. Первый – это ребенка на руки не брать вообще, и в дальнейшем может развиться синдром «недоласканного» ребенка.

Второй вариант – наоборот, носить ребенка на руках постоянно, что чревато беспокойством и замедлением развития. На этом этапе ребенок уже около 7 часов проводит не с мамой. На 9-11 месяцах у него появляется боязнь чужих людей, и в то же время создается крепкая связь с человеком, осуществляющим уход за ним.

Также ребенок начинает осознавать такие понятия как «свой» и «чужой», и соответственно, закладываются правила поведения с незнакомыми людьми. Только в 1 – 1,2 года ребенок помнит людей, которых не видел около недели.

В 12-15 месяцев малыш около 12 часов в день способен проводить без мамы, включая дневной сон.

Ночью малыш спит вместе с мамой и должен хотя бы раз приложиться к груди.

Средства и способы достижения постоянного физического контакта мамы и малыша

Если мама выбрала естественное воспитание и уход за малышом, то правильно организовав свое время, она сможет без особого труда сделать все дела по дому.

Средства для ношения малышей:

  1.  Слинг (гамачок), сейчас существуют даже общества «слинг-мамочек».
  2.  Рюкзак-кенгуру (для деток с 6 месяцев).
  3.  Переноска, которая крепится родителю на спину (для детей в возрасте 2-х лет).
  4.  Рюкзаки, раскладывающиеся в коляску-трость.

Благодаря совместному сну, мама может высыпаться и набираться сил. У нее не возникает проблем со здоровьем и не развивается послеродовая депрессия. Из-за этого не приходится отлучаться от малыша. Она активна, мобильна и самостоятельна (так как ребенок всегда рядом).

Для развития мозга и становления психики детей необходимо с рождения носить на руках. Мама много заботится о своем малыше и не отлучается от него до года. Потребность в тактильном контакте с увеличением возраста ребенка не исчезает, просто принимает иную форму.

Познание маленьким ребенком окружающего мира происходит через родителей, через их реакцию на его поведение.

В раннем возрасте у ребенка накоплено еще мало поведенческих образцов, он сам не может предвидеть последствия своих поступков.

Бывает, дети делают что-то, что по разным причинам не нравится взрослым, и хочется не дать им это делать, запретить действия, которые могут быть как просто отвлекающими или раздражающими, так и опасными для жизни.

Так ли нужны запреты?

В наше время поменялось представление о том, как воспитывать детей. Теперь родители стремятся вырастить личность, максимально лишенную неуверенности в себе и различных комплексов. Но здесь очень важно не путать свободу ребенка с попустительством и вседозволенностью.

Такое поведение взрослых приводит к расцвету детского эгоизма. Воспитание без ограничений одно время пропагандировалось в американской педагогике. Все запреты для детей были исключены. Но в реальной жизни, вне семьи, ребенок все равно сталкивался со словом «нельзя», что приводило к сильному стрессу.

Совсем без ограничений поведения не обойтись, но всего должно быть в меру. К безоговорочным относятся запреты, если речь о жизни и безопасности ребенка и других людей.

В остальных случаях, прежде чем запрещать что-то, стоит задуматься: это несет пользу самому ребенку или все-таки родителям? Например, малыш нарядно одет для прогулки, и вот уже мама постоянно ограничивает его: в песочницу нельзя, на горку нельзя, по лесенке лазить нельзя.

Кому нужны эти запреты: маме или малышу? А, может, нужно было просто одеть ребенка попроще и предоставить ему разумную свободу действий? Ведь прогулка с бесконечными «нельзя» не принесет пользы ни маме, ни малышу.

Как правильно не разрешать

Зачастую между родителями и детьми возникают ссоры вследствие того, что ребенок не понимает запретов, не понимает слово «нельзя». Но и тут можно найти выход. Да, это сложно, придется применять хитрость, предусмотрительность, включать фантазию.

Проще всего не доводить ситуацию до запретов. Например, речь идет о том, что ребенку нельзя что-то брать (ножницы, мобильный телефон и т.д.), нужно убрать этот предмет подальше, туда, где малыш его не достанет.

А если все же приходится что-то запрещать, то стоит придерживаться простых правил:

1. Запретов не должно быть много. Хорошо бы все же контролировать свои запреты, давать ребенку возможность почаще проявлять свою самостоятельность и при этом поощрять его. Множество запретов ограничивают ребенка, тормозят его развитие. Он уже боится сделать что-то неправильно, старается сам ничего не предпринимать. Когда очень многого нельзя, ребенок постоянно злится на родителей, что ведет к новым ссорам и конфликтам. 2. Запрет должен быть четким и выполнимым. Не стоит говорить: «Больше не будешь смотреть телевизор», лучше сказать: «Сегодня ты не будешь смотреть телевизор». 3. Запрещая, нужно обязательно объяснить, почему нельзя это делать. Разговор должен идти на понятном ребенку языке, спокойным голосом, без криков и оскорблений. 4. Нужно установить с ребенком зрительный контакт, начиная разговор, опуститься на уровень ребенка. Тогда у малыша не возникнет чувства, что взрослые на него давят. 5. Запреты не должны зависеть от настроения родителей. Если сегодня что-то запрещается ребенку, а завтра то же самое, с изменением настроения родителей уже разрешается, то малыш не будет воспринимать это как запрет.

В любом случае, как бы правильно себя родители ни вели, запрещая что-то, ребенок в такой ситуации испытывает негативные эмоции. Очень важно сказать малышу, что его понимают и любят. Доверие и любовь родителей способствуют установлению гармоничных отношений между ними и детьми, помогают ребенку преодолеть последствия своих ошибок.

2017-04-03 07:11:51

Источник: https://medn.ru/s/estestvennoe-vospitanie-i-nuzhny-li-zaprety.html

Наказание детей — аргументы «За» и «Против»

Наказание детей — аргументы «За» и «Против»

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей.

О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей.

Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Наказание детей — аргументы «За»

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е.

зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие).

А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:

  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой—либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме.

Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью.

И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей — аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка.

Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение.

К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

Читайте так же Мотивация через наказание может не работать

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е.

в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет».

Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы.

А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех.

Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

 

© Что и Как? Все права защищены.

Внимание! Материалы сайта защищены авторским правом! Копирование возможно только с активной гиперссылкой на источник!

 

Источник: https://ChtoiKak.ru/nakazanie-detej-argumenty-za-i-protiv.html

Наказание детей: за и против

Наказание детей: за и против

Мамы и папы, бабушки и дедушки, психологи и педагоги не перестают спорить о том, нужно ли наказывать детей за проступки и ошибки, допустимы ли физические наказания или можно обойтись душеспасительными беседами. Прежде чем высказаться на этот счет, расскажу о довольно любопытном опросе, который недавно провели в одной из популярных социальных сетей.

Собственно, сам опрос был на тему стоит ли наказывать детей, и проводился он отдельно для двух групп респондентов. Первая группа включала будущих родителей и родителей детей до года, вторая, соответственно, родителей детей старше года.

А теперь попробуйте угадать, каковы были его результаты. Сдаетесь? Первая группа практически единогласно заявила, что наказывать детей нельзя, вторая, что делать это необходимо.

Попробуем разобраться в ситуации и выяснить, кто же все-таки прав.

Наказывать детей нельзя!

Многие современные психологи утверждают, что наказывать детей за непослушание нельзя, мол, этим можно «сломать» психику ребенка и что послушания от детей следует добиваться исключительно любовью и поучительной беседой. По их мнению, чрезмерная воспитательная активность со стороны взрослых приводит к тому, что со временем ребенок становится:

  • замкнутым;
  • неуверенным в себе;
  • пассивным;
  • недоверчивым;
  • мстительным;
  • агрессивным;
  • озлобленным и т. д.

Особенно вредны для детской психики «несправедливые» наказания, когда ребенок в силу возраста или знаний не мог поступить иначе или когда родители, не разобравшись в ситуации, наказали пострадавшую сторону.

Не менее опасны «непоследовательные» наказания, когда вот сегодня можно, а завтра то же самое уже нельзя.

Результат применения подобных наказаний — потеря родителями детского доверия, восстановить которое очень сложно, а подчас и невозможно.

К сожалению, родители нередко путают воспитание детей без наказаний, с воспитанием без ограничений и запретов. » «

То есть, боясь навредить нежной детской психике, родители позволяют малышу буквально все и стараются немедленно удовлетворить его малейшие требования. Замечу, что о нежной психике родителей, да и других окружающих людей, случайно оказавшихся рядом с разбушевавшимся ребенком, речи не идет. Ребенок же, почувствовав свою безнаказанность, нередко становиться просто неуправляемым.

Наказывать детей нужно!

Это может показаться странным, но определенные границы, запреты и даже наказания нужны вовсе не для комфорта и удобства взрослых, они нужны в первую очередь ребенку.

Все эти методы воспитания дают ребенку чувство стабильности и предсказуемости жизни, а следовательно, и ощущение безопасности.

Кроме того, ребенок, не знакомый с запретами и ограничениями, а также с наказаниями, следующими за нарушением запретов, становится:

  • эгоцентричным;
  • безответственным;
  • неорганизованным;
  • несамостоятельным;
  • инфантильным;
  • а то и просто неуправляемым.

Стремясь подарить ребенку счастливое детство, родители отказываются от дисциплинарных мер воздействия и дают маленькому человеку максимальную свободу. Они твердо убеждены, что стоит ребенку немного подрасти и повзрослеть, он сам поймет, как следует вести себя в обществе.

Проблемы у таких родителей, как правило, начинаются, когда их милый малыш выходит из ясельного возраста и отправляется в детский сад или, что на много хуже, миновав этап детского сада под неусыпным надзором любящих мамы-папы, дедушек-бабушек или заботливых гувернанток, начинает посещать школу.

Тут то и выясняется, что драгоценный «цветочек», выращенный в атмосфере любви и понимания, совершенно не готов взаимодействовать с внешним миром.

Справедливости ради замечу, что есть у этой медали и обратная сторона. Слишком большое количество запретов и ограничений, частые и суровые наказания приводят к совершенно непредсказуемым результатам. Впрочем, не буду повторяться, о негативных последствиях наказаний уже было сказано в предыдущем разделе.

Так что же делать: наказывать или нет?

Истина здесь, как водится, находится посередине: процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы.

Очень многое зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка — одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны родителя, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение.

Не существует универсальной таблицы «преступлений и наказаний» и ключик к собственному ребенку вам придется подбирать самостоятельно. » «

Я же могу дать только общие рекомендации, которые и помогут, надеюсь, найти этот волшебный ключик.

Границы и запреты

Прежде всего, родители должны решить для себя, что ребенку будет позволено, а что нет. Причем сделать это желательно еще до его рождения или в первые несколько месяцев жизни. С первыми «границами» малыш должен познакомиться в возрасте 9–12 месяцев. Первые «нельзя» — это запреты тех действий, которые могут быть опасны для вашего ребенка.

То есть — нельзя трогать отопительные приборы, нельзя лезть к розеткам. При этом важно не ограничивать познавательную активность малыша. Что это значит? Уберите максимально далеко все «опасные» предметы, не оставляете кроху без присмотра и будьте готовы в любой момент вмешаться в его деятельность — забрать баллончик с краской, градусник, нож и т. д.

Наказывать за «непослушание» в этом возрасте бесполезно. Ваша функция «ограничить и уберечь».

Когда ребенок начинает понимать элементарные правила, обычно, в возрасте около 2–3 лет, вам надлежит предельно понятно, ясно и четко очертить границы дозволенного. И, самое важное, придерживаться этих правил постоянно. Т. е. если нельзя смотреть мультики после 9 вечера, то нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.

Учтите, что с возрастом правила могут меняться, вернее границы дозволенного могут становиться шире. Если 2-летнему малышу категорически запрещено трогать микроволновку или газовую плиту, то, скажем, 6–7 летнему ребенку уже можно объяснить, как ею пользоваться правильно.

Способы поощрения и наказания ребенка

При разговоре о наказаниях нашим соотечественникам приходят на ум такие чудодейственные методы как:

  • солдатский ремень (с огромной металлической бляшкой);
  • постановка ребенка в угол на коленях (обычно на горохе или гречке);
  • общественное порицание (это когда весь класс смотрит на несчастного и говорит «фуууу»).

Сразу скажу, что хотя после подобных экзекуций, ребенок становиться «шелковым» на определенное время, для воспитания гармоничной личности они неприемлемы. Эти методы направлены, в первую очередь, на подавление и унижение.

Да, добиться беспрекословного послушания такими методами можно, но настоящего доверия и понимания так вы не добьетесь. Как только ваш ребенок получит минимальную возможность вариант разорвать связь с вами — он это сделает.

Он уедет учиться в институт в другой город, он поступит в колледж в другой стране, он просто сократит общение с родителями до необходимого минимума. Вам это надо? Нет? Тогда следует применять другие виды наказаний.

Довольно эффективным наказанием за проступки станет лишение ребенка удовольствий и привилегий. К примеру, можно на определенное время лишить ребенка десертов и конфет, мультфильмов и видеоигр, обещанного воскресного похода в зоопарк или парк аттракционов.

Вместе с тем, ни в коем случае нельзя лишать ребенка прогулок на свежем воздухе, оставлять его без ужина или без обеда — это не привилегии, а его обычный распорядок дня.» «

В случае, когда ребенок разрисовал стены краской, испачкал мебель, разбил вазу, сломал чужую вещь и т. д.

лучшим наказанием станет попросить ребенка самостоятельно устранить результаты своих действий — смести осколки вазы, вымыть стены, вычистить мебель, возместить стоимость испорченных вещей из карманных денег или отдать взамен свою вещь.

Естественно, ребенок справится с задачей в меру своих возможностей, и весьма вероятно, что вам придется помочь малышу или после него все переделывать. Однако благодаря этому методу ребенок довольно быстро усвоит, что его действия имеют последствия, за которые придется отвечать.

Важно: применяя наказания за проступки и плохое поведение, не забывайте о поощрениях за хорошее поведение и самостоятельное исправление ребенком своих ошибок. При этом, поощрений в вашей системе воспитания должно быть больше, чем наказаний.

Что касается способов поощрений, то здесь также все индивидуально. Главное, чтобы поощрения не носили чисто материальный характер. Не покупайте хорошее поведение ребенка подарками, часто достаточно просто похвалить и приласкать малыша.

Как это выглядит на практике?

Вспомните, приходилось ли вам наблюдать «милые» сцены в песочнице, когда ангелочек в кружевах и бантиках начинает лупить детей лопаткой или падать на землю и поднимать крик, не уступающий своей мощью сигнальному ревуну авианосца? Как следует поступить родителям в этой ситуации? Проигнорировать поведение ребенка и предоставить детям на площадке возможность разбираться самим, немедленно удовлетворить все требования и желания малыша, мягко пожурить, пригрозить пальцем и сказать «ай-ай-ай», «всыпать» по первое число? Здесь многое зависит от возраста ребенка, его темперамента и причин, вызвавших такое поведение.

Если малыш устроил драку или «закатил» истерику в ответ на чужую агрессию, его необходимо, прежде всего, успокоить и утешить. Наказывать за попытку самозащиты действительно нельзя. Несколько по-другому обстоит дело, если «агрессором» является ваш ребенок. В этом случае ваша основная задача как можно быстрее пресечь нежелательное поведение.

Например, пока «чаду» 1–3 года его можно взять в охапку и унести прочь: пусть остынет и успокоится.

Подобный «уход» от проблемы на определенном этапе будет довольно действенным, маленькие дети умеют быстро переключать внимание и так же быстро забывают неприятные события, к тому же до 3 лет дети не всегда в состоянии контролировать собственное поведение.

Но просто унести ребенка — не значит указать ему границы допустимого поведения, а ведь именно эти границы своими «провокациями» и пытается нащупать ваш малыш. Поэтому очень важно, уже в спокойной обстановке объяснить ему, что подобное поведение недопустимо и в дальнейшем приведет к негативным последствиям.

В любом случае, родителям стоит помнить, что ребенок это не многофункциональная интерактивная игрушка, к которой прилагается руководство пользователя, а вполне самостоятельная личность, причем уже с первых дней жизни.

И эта маленькая личность, помимо «железной дисциплины», требует уважения и любви. задача родителей — научить маленького человека соблюдать определенные правила и уважать интересы окружающих, заметьте, именно научить, а не заставить.

А сделать это можно только на собственном примере.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-nakazanie-detey-za-i-protiv/

Как воспитать ребенка без крика и наказания? Воспитание детей без наказаний: советы

Доказано, что дети, которых не наказывали в детстве, менее агрессивны. Что такое грубость? В первую очередь – это месть за боль. Наказания способны породить глубокую обиду, которая может заглушить все, включая здравый смысл малыша.

Иначе говоря, ребенок не может выплеснуть негатив, он начинает жечь малыша изнутри. Поэтому дети могут срываться на младших братиках и сестричках, ругаться со старшими, обижать домашних животных.

Как воспитать ребенка без крика и наказания? Разберемся!

Наказание: что это и с чем его едят?

Наказание является неким дополнительным мотиватором, который должен удержать ребенка от совершения какого-то действия, тогда как малыш должен бояться вовсе не его, а последствий своих поступков.

Если вы собрались подвергнуть своего ребенка наказанию, задумайтесь о том, понимаете ли вы причины, побудившие его так поступить. Не ошибаетесь ли вы, собираясь наказать малыша?

Помните, что если вы чего-то не запретили, то это разрешено.

Кроме того, если ребенок совершил проступок в первый раз, то следует объяснить ему, что это – плохо, потому что, возможно, он этого просто не знал.

Предупреждайте малыша о возможных последствиях его проступка. Кроме того, вы должны критиковать не ребенка, а его действия. Если вы готовы сорваться на крик, лучше начать разговаривать шепотом.

Перед наказанием загляните в зеркало. Очень часто причины плохого поведения детей кроются в самих родителях. Если малыш плохо себя ведет, скорее всего, он берет пример с вас.

Чему мы учим ребенка, наказывая его? Врать, изворачиваться, всячески избегать расправы. Зачем? Вспомните, что есть естественные последствия действий малыша. Ребенок все узнает на своем опыте, поэтому лучше сконцентрировать свое внимание именно на этом.

Пример — малыш разбросал игрушки по всей комнате, а теперь уже третий час ищет своего любимого мишку. Вот оно — наказание без крика и упрека.

Как правильно воспитывать малыша? Позволить ему учиться на собственном опыте, даже если он негативный.

Воспитать, не наказывая?

Ребенок, которого воспитывали без наказаний, не станет вследствие этого эгоистом. Эгоизм – не та черта, которую можно воспитать разумным подходом. Кто такие эгоисты? В большинстве своем – недолюбленные дети, которые, будучи уже взрослыми, стараются наверстать то, что упустили.

Воспитание без применения наказания – большой тяжелый и ежедневный труд обоих родителей. В первую очередь это работа над собой. Почему? Потому что, как бы мы себя ни вели и как бы ни поступали, дети все равно будут похожими на нас — родителей.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Советы и рекомендации

Очень многие родители сомневаются в том, правильно ли они воспитывают своего ребенка. Одно из главных сомнений – надо ли наказывать малыша? Ответ: не всегда. Далее приведены принципы воспитания без наказаний, нытья и криков.

Тот родитель, который по доброй воле выбрал вариант воспитания без наказаний, столкнется со множеством трудностей и сложностей. Главное — помнить, что отсутствие карательного фактора, исходящего от родителей, вовсе не означает вседозволенности. Данный вариант воспитания не значит, что у малыша не будет никаких правил и норм поведения.

Терпение

Те родители, которые решаются на воспитание детей без наказаний и крика, должны пройти долгий, полный препятствий путь. Терпение – это то, что в первую очередь должны проявлять они по отношению к своему ребенку. Многие проблемы сулит мамам и папам этот путь, однако, если соблюдать все условия, ребенок вырастет в самодостаточного и, что самое важное, счастливого человека.

Любовь к детям

Как воспитать ребенка без крика и наказания? В первую очередь — любить его. Детей надо любить не за то, что они дарят нам, например, чувство гордости, уверенности, а просто так – за то, что они у вас есть.

Бесспорно, наказать малыша намного проще, чем сидеть и разбираться в том, почему он плохо себя ведет. Однако в этом и заключается главный эгоизм родителей и других родственников.

Стремясь облегчить жизнь себе, они ущемляют своего ребенка, а он хоть и маленькая, но все же личность.

Принятие ребенка

Одна из самых сложных родительских задач – это принять ребенка таким, каким он является, включая его капризы, проблемы и прочие неприятности. Воспитание без крика и истерик, прежде всего, заключается в том, чтобы малыш всегда чувствовал, что мама и папа его ценят и любят.

Внимание

Достаточное количество внимания, уделенного ребенку – один из главных секретов того, как воспитывать детей без наказания. В большинстве случаев именно дефицит родительского внимания является основной причиной детского непослушания.

Признание ребенка как личности

Малыш с самых малых лет, когда он еще не умеет ни ходить, ни говорить, уже способен выбрать себе игрушку или одежду. У ребенка уже есть и свои чувства, и радости, и страдания. Как воспитать ребенка без крика? Ни в коем случае не пренебрегать малышом и не демонстрировать неуважения к нему. Потому что это губит детскую индивидуальность.

Воспитание на личном примере

Если вы учите ребенка не мусорить на улице, будьте добры, сами этого не делайте. Запрещаете малышу говорить неправду? Не лгите сами. И даже не приукрашивайте и не умалчивайте.

Правила, предлагаемые ребенку, должна соблюдать вся семья. Воспитание без крика и истерик основывается на потребности малыша вести себя как взрослый.

«Отзеркаливание» родительских поступков, манер и поведения – это запрограммированный подсознательный процесс.

Не давите на ребенка

Запомните простое правило, как воспитать ребенка без какого-либо наказания: чем больше вы давите на малыша, тем больше он будет сопротивляться.

Если постоянно говорить ребенку: не делай, не трогай, убери игрушки, сделай это, не ходи туда — создается напряженная атмосфера в доме. Разумеется, у малыша разовьется желание сбежать или каким-то образом отгородиться.

Это он и будет делать, закатывая родителям истерики, капризничая и протестуя.

На каждую силу найдется куда большая сила?

Если вы задаетесь вопросом о том, как воспитать ребенка без крика, ремня, то вы понимаете, что, как только малыш вырастет, ваш финансовый и силовой авторитет пропадет. Именно тогда придет понимание, что наказание – это грубейшая ошибка воспитания, однако будет уже поздно.

Зачастую причиной капризов малыша является именно нестабильное поведение мамы. Сегодня она требует одно, завтра – другое, послезавтра – третье. И как ее понять? Кроме того, дома она разрешает определенные действия, а на людях, наоборот, запрещает.

Естественно, ребенок сначала пытается подстроиться под переменчивые требования, хотя и не видит целостной системы, потом путается, впадает в смятение, боится. Разумеется, конфликт становится неизбежным.

Кроме того, представьте состояние ребенка, если, ко всему прочему, существует разница между требованиями мамы и папы!

Последовательность – один из главных секретов в том, как воспитать ребенка без крика и наказания. Пусть ребенок знает: все, что вы обещали – вы выполните. Если вы сказали, что в этом месяце не купите ему игрушку – не покупайте. Если обещали не давать конфеты до обеда – не давайте. В противном случае малыш усвоит правило: если нельзя сегодня, а завтра – можно, то можно всегда.

Кроме того, чтобы ребенок сумел осознать то, что от него требуют, реакция мамы должны быть одинаковой не менее пяти раз. Только тогда малыш поймет, что ему следует делать, а что находится под запретом.

Поощрение

Еще один секрет того, как воспитывать детей без наказания. Малыш быстро забудет о грозящем ему за шалость наказании, тогда как о презентах за хорошее поведение помнят долго.

Родитель должен развиваться

Всем известно, что дети – любители сложных и необычных вопросов. Для того чтобы малыш не застал вас врасплох своим вопросом, необходимо постоянно учиться чему-нибудь новому и интеллектуально развиваться.

Не поддаваться на провокации

Зачастую, чтобы добиться желаемого, малыш начинает кричать и закатывать скандалы. Будьте равнодушны к подобному поведению.

Как воспитать ребенка без крика и наказания? Как обучиться этому мастерству?

Когда штудируешь книги о правильном воспитании детей, пребываешь в полной уверенности, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будешь кричать на своего малыша.

Да и как можно? А наказывать – и вовсе караул! Ведь каждая мама нового поколения знает, что теория Спока – не что иное, как насилие над личностью ребенка, которую как минимум нужно уважать.

Итак, что же необходимо знать родителям о том, как воспитать ребенка без крика?

Один из способов самовыражения – шалости и капризы

Когда малышу не хватает свободы, он начинает всячески портить настроение родителям: то раскричится, то обмажет кошку шоколадным маслом, то обои изрисует.

Зачастую капризы у ребенка появляются в кризисные периоды, например, существует кризис трех лет и переходный период.

Всего их четыре: кризис первого года жизни, трех лет, который бывает в промежутке от двух до четырех лет; семи лет и подросткового возраста.

Поэтому, если вы видите, что поведение ребенка сильно изменилось, обратите внимание на то, не находится ли он в одной из вышеперечисленных возрастных категорий. Ведь если так, то это вовсе не капризы, а очередной этап развития.

С каждым годом необходимо давать малышу больше свободного пространства и времени, а не добавлять ему обязанностей по дому. Потому что свобода – это, прежде всего, самостоятельное принятие решений.

Естественные последствия

Как мы уже выяснили, естественные последствия шалостей и поступков – это лучшее наказание. Допускайте их.

Найти выход вместе

Постарайтесь прочувствовать выход из сложившийся ситуации вместе с ребенком. Например, если он взял чужую вещь, поговорите с ним о том, что владелец наверняка расстроится, если не найдет пропавшее. Может быть, эта вещь ему очень дорога. Надо срочно ее вернуть!

Задавайте интерес

Родителям необходимо сделать так, чтобы правильное поведение вызывало у малыша интерес, вместо того, чтобы зацикливать ребенка на возможных плохих последствиях его поступков. Как это понять? Родитель не говорит малышу, что если тот тронет цветок, то встанет в угол, а говорит: «Посиди тут и покатай машинку, я скоро приду».

А что делать с маленькими детьми?

Маленький ребенок – тот, кто еще не способен осознать ни неправильности своих действий, ни их последствий. Естественно, что объяснять ему это бесполезно. Что нужно сделать? Удалить малыша из опасной среды физически и создать для него безопасную обстановку. Например, если ребенок лезет к бездомной собаке, то можно отвлечь его игрушкой или унести в другой двор.

Разговаривайте с ребенком

Не забывайте общаться с малышом. Объясняйте ему, что такое хорошо, а что такое плохо. Можно смоделировать ситуацию на примере кукол или же решить вопрос в игре.

Кроме этого, дети – крайне разумные существа, и очень часто у них можно узнать все напрямую. Просто спросите ребенка в разгар истерики, зачем он так себя ведет, чего он добивается своим плохим поведением. Возможно, малыш вам ответит на все вопросы.

Будьте разумны в своих запретах

Нет необходимости накладывать запреты на те действия малыша, которые ему необходимо выполнить. Сидеть тихо и спокойно порядка сорока минут в очереди к врачу он физически не сможет. Детям необходимо играть, бегать и прыгать, ведь в этом заключается их природа. А вот желание иметь «удобного» малыша – это эгоистическая прихоть родителей.

Сказкотерапия является одним из методов, позволяющим не наказывать ребенка за содеянное, а попытаться разобраться в причинах подобного поведения. Придумайте сказку, главный герой которой будет похож на вашего малыша. Доведите развитие конфликта до кульминации, а потом расскажите на примере этого героя, как нужно себя вести, как попросить помощи, как извиниться.

Другой вариант этого же метода: в процессе развития действия спросите, какое мнение у вашего малыша о том, почему, например, Вася грубит взрослым, обижает маму и плюется. Скорее всего, ребенок расскажет вам о причинах своего собственного плохого поведения. Если вы прислушаетесь к его ответам, то сможете все понять.

Источник: http://fb.ru/article/185802/kak-vospitat-rebenka-bez-krika-i-nakazaniya-vospitanie-detey-bez-nakazaniy-sovetyi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.